Меню
12+

Газета «Победа»

02.10.2013 11:45 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 27.09.2013 г.

Не просто собственник, а инвестор

И вновь мы возвращаемся к теме, которую в последнее время активно обсуждают жители поселка Лучегорск, а вернее, пока их самая активная часть – члены советов многоквартирных домов. Пожарский район стал модельной площадкой для реализации инновационной программы «Система корпоративного управления экономикой жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований Приморского края с целью повышения качества жизни населения». Если сказать проще, наш район – первый, где будет внедряться система народного управления жилищно-коммунальным комплексом.

Ее автор и разработчик — доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Игорь Петрович Лебединец — приехал в наш район, чтобы не только помочь специалистам адаптировать уникальный проект к местным условиям, но и лично встретиться с главными его участниками – собственниками помещений многоквартирных домов, руководителями жилищно-коммунальных служб, главами поселений. 

В очередной раз за круглым столом собрались представители советов многоквартирных домов поселка Лучегорск. Как заметил присутствующий на встрече председатель районной Думы Виктор Кирпичев, количество участников ограничено цифрой 20 не случайно: вводный урок может быть усвоен только при условии, когда все стороны слышат друг друга.
- Государство передало во владение граждан дома и придомовые территории, но вот как управлять всем этим общедомовым имуществом, собственники помещений до сих пор не знают, — обозначил проблему Виктор Стефанович. – Сегодня мы платим немалые деньги за жилищно-коммунальные услуги, но не видим, как они тратятся управляющими компаниями.
Информация для собственников закрыта, и открыть ее невозможно, так как все бизнес-структуры хорошо защищены юридически. Чтобы заставить жилищные организации работать добросовестно и прозрачно, в Приморском крае формируется региональная общественная организация за контролем в сфере ЖКХ. Наряду с этим многие городские администрации учреждают подотчетные им муниципальные управляющие компании. Пожарский район выбрал иной путь, можно сказать, самый радикальный — создание некоммерческой системы самоорганизации граждан для управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК).
- Мы, ученые, работаем над этой программой с 2001 года. Являясь такими же собственниками помещений, поставили перед собой первоочередную задачу: защитить себя от государственных набегов в виде тарифов. Через девять лет поняли, что это возможно, — заявил Игорь Лебединец. — Законов, которые подписал наш Президент, достаточно, чтобы уже исполнитель приходил к собственникам и спрашивал у них, что им нужно для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, а не наоборот. Так устроено в цивилизованном мире.
Пока же, как считает Игорь Петрович, из всех принятых в нашей стране законов, направленных на повышение качества предоставляемых услуг в ЖКХ, исполняется и доводится до потребителя лишь десятая ее часть. Кому это выгодно? Уж точно не простым собственникам помещений многоквартирных домов. И где, как не в знаниях законодательной базы, и в первую очередь Жилищного кодекса РФ, умении применять законы на практике, кроется ключ к наведению порядка в сфере ЖКХ. Взять его в руки должны сами собственники. Подготовительный этап уже пройден.
- 12 ноября прошлого года Академия при Президенте РФ и администрация Приморского края подписали соглашение о внедрении инновационной программы корпоративного управления экономикой ЖКК на территориях муниципальных образований Приморского края. 11 июля общественный экспертный совет при Думе Пожарского района единогласно одобрил эту программу. Через месяц депутатами был принят нормативно-правовой акт о том, что «пилотный» проект становится законом на территории Пожарского муниципального района, — подвел законодательную платформу И. Лебединец. — Однако последняя инстанция — это вы, собственники помещений многоквартирных домов.

Экономика начинается с арифметики
Гость из столицы не скрывает, что разобраться самостоятельно во всех тонкостях новых для нас жилищно-коммунальных взаимоотношений, основанных на взаимовыгодном некоммерческом партнерстве, сложно. Поэтому в помощь собственникам авторским коллективом совместно со специалистами районной власти подготовлен наглядный методический материал. Схематически народное управление выглядит так: во главе угла — заказчик и контролер жилищно-коммунальных услуг собственников помещений — советы многоквартирных домов, которые для защиты своих законных прав и интересов вступают в местную общественную организацию эффективных собственников ЖКК Пожарского района (далее — ОО ЭСЖ). Ее членом может стать любой собственник помещений или житель поселка с 18-летнего возраста на основании личных заявлений. Параллельно общественной организацией учреждается еще одна юридическая прослойка – некоммерческое партнерство по содействию в эффективном управлении ЖКК. Она, действуя на основании договорных обязательств с собственниками помещений многоквартирного дома, берет на себя функции управляющей компании, то есть исполнителя жилищно-коммунальных услуг. Некоммерческое партнерство, как и ее исполнительный директор, полностью подотчетны и подконтрольны ОО ЭСЖ.
- Никто не снимает с платформы сеть организаций и предприятий, которые сегодня работают в жилищно-коммунальной сфере. Они остаются на этом рынке, но на условиях договора-подряда с некоммерческим партнерством, которое уже как управляющая компания заключает договоры на работы по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг. В том числе и на выполнение подрядных работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома. Деньги подрядчики получают только после подписания акта за выполненный заказ. То есть, некоммерческое партнерство – это управленцы, их задача заключать договоры и контролировать качество работ, — пояснил Игорь Петрович.
Так пульт управления жилым фондом переходит в руки собственников жилья. И это, как считают ученые умы, уже реальность, имеющая под собой твердую законодательную основу, на которой крепко держатся двенадцать звеньев юридической и экономической защиты платежей за жилищно-коммунальные услуги. Каждый вложенный жителем в ЖКК рубль становится прозрачным и работает на повышение качества жизни населения поселка. Открытость платежей в этой системе обеспечивает информационно-аналитический расчетный центр ОО ЭСЖ и коммунальный банк.
- Деньги, которые жители многоквартирных домов платят за жилищно-коммунальные услуги, аккумулируются на отдельных лицевых инвестиционных счетах в банке, который собственники сами и выбирают. И только с их согласия эти средства могут быть потрачены. За этим строго следит ОО ЭСЖ. Вместе с некоммерческим партнерством она отвечает и за их эффективное вложение, — резюмирует Виктор Кирпичев.
При этом стоит учитывать, что некоммерческому партнерству в управление может перейти не только жилой сектор, но и бюджетные учреждения, предприятия и организации различных форм собственности. А значит, впервые собственникам будет подконтрольна не часть, а вся сумма жилищно-коммунальных платежей, поступающая от ЖКК поселка. Цена вопроса приблизительно 500 миллионов рублей ежегодно.
- Когда вы не консолидируете и не контролируете свои финансовые потоки, то теряете на этом от 10 до 30% денежной массы, то есть до 150 млн рублей в год. По данным статистики и того больше: с 1 рубля, вложенного россиянином в ЖКХ, до собственников в виде услуг доходит лишь 60 копеек, — озвучил известные истины Игорь Петрович. — Экономика начинается с арифметики, а арифметика дает корни к росту экономики. Не стоит забывать, что банк платит вам проценты за пользование вашими финансовыми средствами. Никаких комиссионных сборов не должно быть, вы даете банку деньги на развитие и вправе выбирать выгодный для вас процент.
Но и это еще не всё. Профессор Лебединец не раз акцентировал внимание собравшихся на том, что при новой системе управления собственники становятся не просто плательщиками, а инвесторами жилищно-коммунального комплекса, а их многоквартирные дома – единым производственным цехом. Подготовив грамотно всю необходимую нормативно-техническую документацию по многоквартирным домам и разработав комплексные программы тарифо- и ресурсосбережения и капитального ремонта МКД, собственники, уже как инвесторы ЖКК, могут самостоятельно выходить на Фонд содействия реформированию ЖКХ и получать государственное софинансирование. По новому законодательству некоммерческое партнерство может участвовать в развитии своей территории, привлекая средства и местного бюджета.
- Плюс в том, что общественная организация в отличие от администрации, действующей в соответствии со 185-ФЗ, не обязана проводить открытые конкурсы на работы по капитальному ремонту, благоустройству придомовых и внутриквартальных территорий. А значит, деньги собственников и налогоплательщиков останутся в поселении, где есть свои подрядные организации, готовые качественно выполнить заказ, — пояснил гость из столицы.

Свет в конце тоннеля
Получили лучегорцы ответ и на волнующий вопрос: не повысятся ли при корпоративной системе управления платежи за жилищно-коммунальные услуги, ведь создаются новые юридические организации, где будут работать специалисты, и не бесплатно.
- Однозначно, нет. Еще на первых этапах реформирования ЖКХ было разработано положение, четко регламентирующее систему управления управляющей компании. Согласно расчетам на ее содержание отводилось экономически обоснованных 13%. Но с теми заоблачными зарплатами управленцев этот процент сегодня вдвое, а то и втрое выше. При некоммерческом партнерстве и управленцев станет меньше, и их зарплаты ниже, — заверил Виктор Кирпичев. – Еще один пример, что происходит сегодня: на доме проведены ресурсосберегающие мероприятия. Заменены и заизолированы сети, сделан ремонт кровли, утеп-лены подвалы, подъезды, стены. При этом тариф на жилищно-коммунальные услуги не просто не стоит на месте, он постоянно растет. Где логика? Ведь следуя ей, захотели собственники сделать дом игрушкой — на год повысили тариф и выполнили свои задумки. После чего тариф снизили, и дальше дом работает уже на жильцов, экономя их деньги.
- Управляющие и обслуживающие компании сами устанавливают тариф на содержание и текущий ремонт общедомового имущества, и мы вынуждены соглашаться на их предложения. Но ведь дома находятся в разной весовой категории, а значит, и тариф должен отличаться, то есть быть регулируемым и зависеть от планируемых объемов работ, — поделились наболевшим собственники.
Присутствующие на встрече лучегорцы позитивно отнеслись к грядущим переменам. Предложенный государством единственный путь обуздания произвольного роста цены на жилищно-коммунальные услуги — создание конкурентной среды, оказался тупиковым. Сегодня все ресурсы — тепло, электроэнергия, горячая и холодная вода – находятся в руках монополистов, и они диктуют свои правила игры собственникам. «Изменить ситуацию можно, передав управление ЖКК в руки ответственных и образованных собственников жилья», — уверен профессор Лебединец, как и в том, что сегодня есть все законы, чтобы выйти на экономически обоснованный тариф.
- Жители сами должны решить, где им лучше, — завершая встречу, подчеркнул Игорь Петрович. – Думаю, они сделают правильный выбор, ведь для любого из нас важен результат – качество оказанных услуг и прозрачность платежей. Сегодня мы пошли на широчайшее обсуждение новой системы управления ЖКК. На сайте Пожарского муниципального района представлена информация по первому этапу работы. Читайте, изучайте, высказывайте свое мнение.

Открытый микрофон

Галина Михайловна Позяева: Помню начало реформы ЖКХ, когда нам и реформаторы, и местные власти, и руководители жилищных компаний говорили о том, что всё будет прозрачно и под нашим народным контролем. Сегодня Пожарский район впереди России всей по тарифам. Скажите, как мы, представители собственников домов, пусть даже объединившись в общественную организацию, сможем влиять на тарифообразование, если все ресурсы в руках у монополистов, а у жилищных компаний — техническая база. Не очередной ли это миф? Или начало мирной войны за еще один лакомый кусок пирога под названием жильё! Сколько было в моей жизни реформ, но ничего хорошего я от этого не увидела. Отдали ЖКХ в частные руки — получили постоянно повышающие тарифы и раздутые объемы работ. Откуда, скажите, на холодную воду появился норматив потребления почти 6 кубов на человека? Как можно было допустить, чтобы стратегические объекты жизнеобеспечения населения оказались в частной собственности у ЗАО, ОАО и т.д. Имея в руках, к примеру, питьевой ресурс, легко «выкручивать руки» и власти, и населению. 

Есть вопросы по обязательным взносам за капитальный ремонт многоквартирных домов, которые собственники с нового года обязаны по закону платить региональному оператору или сформировать собственный фонд капитального ремонта на специальном счете. Но последнее позволено только ТСЖ и то с ограничениями, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам. Другого в законе я не увидела, а нам говорят, что эти деньги останутся у нас. И еще, почему на встрече с собственниками по такому важному вопросу не было специалистов администрации Лучегорского городского поселения? Нет участия этой ветви власти и в выстроенной цепочке новой системы ЖКХ. Но ведь главной площадкой для реализации инновационного проекта станет именно Лучегорск.

Марина ЛИФАНОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

112