Меню
12+

Газета «Победа»

09.12.2013 11:04 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 06.12.2013 г.

Убежать от Альцгеймера

Кто же не знает, что физические упражнения сохраняют здоровье? Мы осознали эту истину эмпирическим путем, а исследования ученых подкрепили ее научной базой. И вот новое открытие: физическая активность улучшает наши когнитивные способности. Если перевести сказанное на обычный язык повседневного общения, получается, что бег, плавание и любые другие регулярные физкультурные занятия улучшают нашу память и помогают противостоять так называемым старческим заболеваниям вроде болезней Альцгеймера или Паркинсона, которые на самом деле закладываются еще во вполне молодом возрасте.

Перефразируя популярную некогда формулу «бегом от инфаркта», можно сказать, что ученые предложили новый девиз — «бегом от Альцгеймера». Открытие, сообщает журнал Cell Metabolism, сделано группой ученых по главе с молекулярным биологом Брюсом Шпигельманом (Bruce Spiegelman) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне, которым удалось обнаружить механизм влияния мышечной активности на продуцирование новых нервных клеток в гиппокампе. Эта область мозга, как уже было доказано в свое время, тесно связана с памятью. Повреждения гиппокампа при инсультах, травмах приводят к ее нарушениям, то же происходит и с возрастом. Но в наших силах по возможности избежать этого, и один из способов — физические упражнения.
Еще несколько лет назад группа Брюса Шпигельмана обнаружила, что физичес-кие нагрузки позволяют вырабатывать ранее не известный белок FNDC5, у которого есть важная составляющая — гормон иризин. Название дано в честь древнегреческой богини Ирис, в чьи обязанности входило обеспечивать общение прос- тых смертных с обитателями Олимпа. Вот и иризину природой отведена важная роль посредника: когда работа мускулов продуцирует образование белка FNDC5, он расщепляет гормон (тот самый иризин), который попадает в кровоток и начинает путешествие по нашему организму.
Первоначально было обнаружено, что иризин способствует образованию бурых жировых клеток, которые сжигают калории и препятствуют отложению белых жировых клеток, «виновных» в появлении многих заболеваний сердечно-сосудистой системы, диабета второго типа. Это открытие повлекло за собой поиски новых терапевтических средств борьбы с ожирением. Но, оказалось, что удивительный белок может решать и другие задачи. В частности, он способен влиять на активность головного мозга.
То, что физические упражнения помогают поддерживать когнитивные функции, ученые отмечали давно, но механизм, скрепляющий эту цепочку, был непонятен. Эксперименты Брюса Шпигельмана и его коллег позволили приоткрыть эту тайну. Ученые провели серию экспериментов с лабораторными мышами, которых поместили в специальный барабан, где животным приходилось бегать, вращая колесо. Оказалось, что активные физические упражнения не только вырабатывают белок FNDC5, но и создают повышенную концентрацию гормона иризина, что помогает ему пересекать определенный барьер, связанный с так называемым нейротрофическим фактором головного мозга (BDNF), и влиять на продуцирование новых нейронов в гиппокампе. Этот вывод подтвердили эксперименты с генетически модифицированными мышами, у которых искусственно создали чрезвычайно низкий порог иризина, у таких мышей функция BDNF оказалась также заниженной, и их поведение принципиально отличалось от действий физически активных сородичей.
Сама возможность образования новых нервных клеток была доказана нейрофизиологами сравнительно недавно, и сегодня изучение этих процессов — одно из самых актуальных направлений нейробиологии. Исследования Брюса Шпигельмана и его коллег дают этим работам новые горизонты. А пока урок всем нам: как можно больше физической активности!