Меню
12+

Газета «Победа»

27.08.2014 09:06 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 26.08.2014 г.

История столового белья

Автор: По материалам электронных СМИ.

Для нашего человека обильная трапеза — неотъемлемая часть счастливой жизни. Чисто русское выражение «чтобы стол ломился» достаточно точно отражает гастрономические пристрастия практически каждого из нас. Причем вкушать всё это великолепное изобилие мы предпочитаем в компании друзей, родственников, сослуживцев, а иногда и случайных знакомых.

Недаром хлебосольство — такая же хорошо известная национальная черта, как и русская удаль. Существует версия, что этим мы обязаны климату и географическим особенностям страны: в старину дойти или доехать до расположенного в сотнях верст жилья, да еще в стужу или сырость, было непростым путешествием. Поэтому традиционно любому путнику обязательно предоставляли ночлег и досыта кормили. Даже в тяжелое время неурожаев и голода находили возможность поделиться кровом и едой. А уж во времена благополучия обсуждение меню многочисленных трапез и чаепитий было основной заботой рачительной хозяйки русского поместья.
Дореволюционные поваренные книги – это вообще гимн гастрономическим изыскам! В предлагаемых рецептах блюд продукты не экономили, а обеды готовили не только для членов семьи, но и с запасом на случай неожиданного прихода гостей. Умение продумать домашние и званые обеды, тщательно и со вкусом сервировать стол, следить за чистотой столовых принадлежностей (серебра и фарфора, скатертей и салфеток) ценилось в хозяйке дома так же высоко, как и умение поддержать беседу, создать теплую и доброжелательную атмосферу во время обеда. И теперь сервировка стола — это проявление, прежде всего, художественного вкуса хозяйки, ее фантазии, необходимой для украшения, когда в ход идет все от цветов и свечей до бантов из ткани. Но основными составляющими сервировки все же являются скатерти и салфетки, фарфоровая или фаянсовая посуда, стекло, хрусталь и столовые приборы.
Как театр начинается с вешалки, так и декор стола начинается со скатерти и салфеток. Наших прабабушек учили строго следовать определенным правилам использования столового белья. Под скатерть, например, полагалось подстилать мягкую и тяжелую ткань, например, фланель, которая не давала скользить и смягчала стук тарелок и приборов. А белую парадную скатерть было принято туго крахмалить и заглаживать на ней в центре складку, которая укладывалась точно посередине стола. Строго регламентировался и цвет скатерти: парадной должна быть скатерть белоснежная и плотная, а для чаепития или завтрака рекомендовались цветные или вышитые скатерти. Столовое белье, как и постельное, готовилось в приданое невесты и заказывалось в монастырях, где оно вышивалось, отделывалось кружевом, вязаными вставками или мережкой.
Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы — хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого. Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся «рококо», когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями, и на ткани распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек или сочные алые маки, среди которых «летали» райские птички. Вышивка «гладью с настилом» предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.
Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка — это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам, образованным на скатерти, когда часть ниток, составляющих ткань, из нее выдернуто. Из-за такой технологии мережка на скатерти образует только геометрические узоры, а плетеное кружево может украшать в виде отдельных фигурных вставок, прошв (вшитых полос) или пришиваться по краю. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения искусства.
В XVII веке в Европе появилась техника вышивки «ришелье», когда переведенный на ткань рисунок обшивался плотными стежками шелком или хлопковыми нитями, а затем пространство между вышивкой аккуратно вырезалось, образуя сложные и очень нежные кружевные «острова» на полотне. В России ришелье стало очень популярным в период модерна: медальоны, отдельные цветы или растительные мотивы украшали столы в начале прошлого века. А для чаепитий и на дачных верандах в это же время использовались вязаные крючком скатерти, под которые подкладывалась ткань, иногда контрастного цвета.
Стремительный ХХ век с его тягой к минимализму принес пластиковые и стеклянные столешницы, а скатерти заменил салфетками под приборы. Причем салфетки были не только из ткани, но из тонких деревянных палочек и тростника. А потом скатерти вновь стали входить в моду, но вместо ткани и кружевных полотен появилась их имитация из пластика или синтетики — их легче мыть и совсем не надо гладить. Правда, для торжественных случаев такие скатерти не подходят. Натуральные ткани вновь вернулись на наши обеденные столы, но обычно их отделка теперь уже не столь дорога и трудоемка: рисунки наносятся краской или вышиваются на машине.
С появлением прочных, не линяющих красок скатерти стали сочного и насыщенного цвета. Такую однотонную скатерть, но меньшего размера можно положить поверх большой белой, и стол станет ярким и торжественным. Сейчас самыми распространенными тканями для столового белья по-прежнему остаются льняное полотно и плотный хлопок, имеющий блестящую поверхность с вытканным матовым рисунком — дамаст.
Цвет нужно выбирать в зависимости от колорита столовой и в гармонии с посудой на столе: чем ярче интерьер и посуда, тем светлее и более однотонной должна быть скатерть. И, наоборот, скатерти насыщенного цвета (сочно-красного, цвета малахита или темной бронзы) прекрасно оттеняют белый фарфор и хрусталь, в котором отражаются мерцающие свечи. Помимо популярных льна и дамаста, есть и более дорогие варианты. Например, светло-золотистая камчатная скатерть из шелка напоминает о времени Людовика XV. На ее фоне гармонично смотрятся серебряные приборы и изящные подсвечники в стиле барокко.
Но белые скатерти все же непревзойденный и поныне фаворит праздничного стола. Плотное белоснежное полотно с редкой изящной вышивкой, например, серебристыми нитками — незаменимый атрибут свадебного стола. А белый фарфор, серебряные с тонкой позолотой приборы, хрустальные подсвечники и букет белоснежных лилий дополнят эту торжественную композицию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

132