Меню
12+

Газета «Победа»

06.08.2014 15:21 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 05.08.2014 г.

«Фефекты фикции»

Автор: Ольга КОЗЛОВА.

К началу будущего учебного года дошкольные учреждения должны привести штатное расписание в соответствие с законодательством, выведя за штат логопедов, физинструкторов, психологов, преподавателей английского языка.

Тревожные слухи о сокращении узких специалистов взволновали педагогов дополнительного образования и родителей еще в июне. Новые веяния связаны с оптимизацией затрачиваемых средств. Этот вопрос поднимается уже не первый год и всегда вызывает волну обеспокоенности. Нормы законодательства, в частности вступивший в силу с 1 сентября 2013 года закон об образовании, предъявляют к отрасли как качественные, так и количественные требования.

Еще до 1 января нынешнего года полномочия по оплате труда сотрудников дошкольных учреждений, в том числе и узких специалистов, возлагались на  администрацию района, поэтому вопрос о пересмотре штатов не поднимался. Однако с этого года зарплата педагогам стала выплачиваться из бюджета Приморского края. В свою очередь, субъект четко соблюдает федеральное законодательство и рекомендации Министерства образования, направленные на выполнение указа Президента о повышении заработной платы работникам дошкольного образования, а также контролирует каждый направленный в муниципалитет рубль. Всё это воплощается в жизнь посредством оптимизации краевых средств, путем сокращения нецелевых расходов, к которым отнесли и непрофильные направления, выводя за штат так называемых узких специалистов. В детские сады, как и несколько лет назад в школы, пришло понятие нормативы.  
Дальнейшие перспективы серьезно обеспокоили как педагогическое сообщество, так и родителей. Невозможно сегодня представить дошкольное учреждение без музыкальных руководителей, логопедов, психологов, физинструкторов. Все они так необходимы для разностороннего развития ребенка. Первое собрание на эту тему состоялось еще в конце июня в музыкальном зале детского сада «Сказка». Педагоги и представители родительских комитетов решили направить письмо Президенту РФ с просьбой не допустить сокращения. По мнению собравшихся, несмотря на развитие новых технологий  в воспитании, дошкольное образование возвращают к 1917 году, превращая учреждения из развивающих центров в сады присмотра или просто «камеры хранения».
Для Лучегорска дошкольные учреждения, по сути, являются главными центрами воспитания и развития детей до шести лет. В школы и учреждения дополнительного образования они поступают уже подготовленные в стенах родных садиков. Никто не отменял художественное, эстетическое развитие. Да и вопрос со здоровым поколением, как никогда, актуален. Недаром он прописан и в федеральных государственных образовательных стандартах, и в нормах ГТО, которые возвращаются в нашу жизнь указом Президента.
- Какими бы внимательными ни были родители, они не смогут заменить профессионалов. У меня дети ходят в «Сказку». Они занимаются и с логопедом, и периодически приходят к психологу на проверки, много дает музыкальный руководитель, — говорит мама двух малышей Е.Н. Краснолобова. – Оплачивать дополнительные услуги по отдельности сможет не каждый родитель. Поэтому просим район взять специалистов под свое крыло.
Готовимся потерять новое поколение? – так был лейтмотив этой встречи. Система дошкольного воспитания, выстраиваемая десятилетиями, давно является образцом для других стран, но в нашем государстве ее хотят в корне изменить. Нет у нас ни филармоний, ни театров, поэтому подчас живой голос фортепьяно дети могут услышать только в детском саду.
- С внешней стороны наша деятельность похожа на постоянный праздник – утренники, концерты, хороводы. Но на самом деле это лишь верхушка айсберга. Музыкальный педагог — не просто аккомпаниатор, это учитель, сценарист, режиссер, репетитор, хореограф. На подготовку такого специалиста потребуется больше пяти лет. То же самое касается и других направлений детсадовской деятельности. Много лет в одной связке мы дополняли друг друга. Два воспитателя на группу, няни и узкие специалисты – это хорошая, отлаженная десятилетиями система, которую нельзя поломать. Но, к сожалению, решения сегодня принимают финансисты, а не педагоги, — говорит Е.В. Чередниченко, музыкальный руководитель детского сада № 8.  
Свою немалую лепту в подготовку ребенка вносят логопеды. С каждым годом количество детей с дефектами речи только увеличивается. Специалисты говорят о том, что сегодня до 70% детей в возрасте до четырех лет имеют речевые нарушения. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше. А последствия от недополученной логопедической помощи могут фатально отразиться на всей дальнейшей жизни. Дети, с которыми не занимались, имеют нарушения и в письме, и в чтении. В школе из-за своего недостатка они могут стать объектами для насмешек среди сверстников, постоянных замечаний учителей. На фоне отчужденности замкнуться в себе или, наоборот, проявлять агрессию. В то время, когда необходимо вводить коррекционное направление в детских садах и школах, этих специалистов вообще убирают из системы образования.
- На наше дошкольное учреждение приходится одна ставка логопеда. И работы более чем хватает. Причины нарушения речи могут быть разными — проб-                                                                                                                       лемы при рождении, инфекционные заболевания, не развитый фонетический слух, наследственность и т.д., — говорит И.Н. Токарева, учитель-логопед детского сада № 10. – Для лечения речевых дефектов нужны занятия, постоянные тренировки моторики с массажем, а также помощь родителей. Если мы упус-тим время, когда ребенок посещает детский сад, то в школе его проблемы только усугубятся.
Сад, лишь как место пребывания или способ зарабатывания денег, – это не выход для дошкольного образования, а скорее — тупик. Таким было общее мнение собравшихся. Их опасения по поводу будущей участи подтвердились в том, что сегодня перед всеми детскими садами действительно поставлена задача пересмотреть штатное расписание в отношении финансирования непрофильных направлений. У разных сторон на этот процесс разный взгляд. Хотя, видимо, сама оптимизация, как явление повсеместное, внушает больший оптимизм лишь финансистам, на местах же это становится серьезным испытанием для людей.
В связи с последними требованиями, коснувшимися дошкольных учреждений, волна протестных обращений поднялась по всему краю. Причем наш район на общем фоне, как заметила З.Д. Холодова, начальник управления образования, даже оказался в роли белой вороны, так как процесс оптимизации бюджетных средств нам удалось отсрочить на полгода. На общей встрече, куда были приглашены и представители всех ветвей власти, и педагоги, и родители, Зоя Дмитриевна подчеркнула, что количес-твенного сокращения как такового не будет, однако штатные расписания по каждому детскому саду всё равно придется пересмотреть с целью приведения в соответствие с законодательством и нормативом. Предлагаемый расклад таков: работа логопедов, психологов, преподавателей иностранных языков должна лицензироваться и переводиться на платные рельсы, поэтому родители уже на свое усмотрение будут сами заказывать эти услуги в качестве дополнительных. В Лучегорске остается одна бесплатная логопедическая группа на базе детского сада № 4. Инструкторы физкультуры сокращаются практичес-ки во всех учреждениях, исключение сделано лишь для учреждений, где есть бассейны. Музыкальные работники остаются на местах, только согласно нормативу урезаются ставки, поэтому на каждого руководителя увеличивается количество групп, в то же время продолжительность каждого занятия сократится с часа до 30 минут.
Нагрузка по проведению физкультурных занятий и части музыкальных ложится на воспитателей, у которых с увеличением заработной платы возрастет и нагрузка. Кстати, в ближайшее время ожидается переход на эффективный контракт с каждым работником. Это подразумевает, что в разы должна увеличиться эффективность работы воспитателя, а следовательно, и интенсивность его труда.
Перевод дополнительных образовательных программ, оказываемых узкими специалистами, на платную основу, создаст здоровую конкуренцию – считают представители администрации. Однако родителям трудно согласиться с новыми условиями, ведь, с одной стороны, есть закон и ФГОС, где четко говорится о повышении качества образования, его разносторонности, а с другой стороны – оптимизация и перевод на коммерческие рельсы услуг, которые раньше предоставлялись бесплатно под крышей родных детских садов вкупе с основным образованием. Каждому ли по карману будет такая подготовка ребенка к школе? Ведь и без того часть забот по содержанию учреждений ложится на родительские плечи, начиная с ремонтов беседок на участках и заканчивая мебелью в группы.  
Понятия норматива пришло и в детский сад. Вторая волна коснется непосредственно самих воспитателей. Как отметила З.Д. Холодова, с будущего января планируется оставлять по три воспитателя на две группы, грядет два совместных часа, дежурные группы. Но эмоции и беспокойства педагогов и родителей местной власти понятны. На совместной встрече представители районной администрации попытались донести главную мысль: ни Дума, ни район не преследуют цель полностью убрать узких специалистов. Несмотря на то, что субъект, основываясь на федеральное законодательство, отказывается оплачивать их труд, должны остаться и психологи, и логопеды, и музыканты. Сейчас самое важное — самим решить, в каком формате педагоги продолжат свою работу.
- Давайте искать выход сообща. Чтобы оставить в каждом учреждении того или иного специалиста, для края нужны конкретные расчеты и факты, — обратилась к собравшимся Т.В. Бирюкова, первый заместитель главы.  


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

208