Меню
12+

Газета «Победа»

17.09.2014 09:11 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 16.09.2014 г.

Дорогою Шибнева: 20 лет спустя

Автор: Марина ЛИФАНОВА.

Наш лагерь Полевой...

Злой дух амба
Всегда считала, что «амба» в переводе с удэгейского означает «тигр». Но, оказалось, что под этим словом «скрывается» злой дух тигра. Поминают его только в крайних случаях, например, если хотят избавиться от чего-то недоброго. Лесного же зверя удэгейцы зовут ласково и уважительно «кути мафа». Они считают тигра своим священным предком и оказывают ему особые знаки внимания как к человеку, хозяину тайги. На это животное не то что охотиться нельзя, но и беспокоить его не стоит. Аборигены говорят: убил тигра, значит, накликал проклятие на весь свой род…
И сегодня коренные народы Бикина стараются жить по законам, которые писались не в административных зданиях и кабинетах, а на звериных тропах уссурийской тайги и шумных перекатах горных рек. Находясь в селе, где живут потомки Дерсу Узала, мы, участники полевой школы «Дорогою Шибнева: 20 лет спустя», старались постичь секреты некогда гармоничного существования человека и природы.
- Как вы считаете, во что верили люди, рожденные и выросшие в тайге? – задает очередной вопрос ребятам Светлана Титова.
В школьной рекреации, где юные исследователи собрались на вводный урок, посвященный истории народа удэге, на минуту повисла тишина.
- В лесных духов! — подсказывают краснояровские школьники.
- Правильно. Я не ошибусь, если скажу, что для удэгейцев бог – это природа, ведь лес и река давали этим людям всё необходимое для жизни, — продолжает свой рассказ специалист Всемирного фонда дикой природы.
Уже позже дети признались, что на некоторое время они словно попали в сказку, где есть и волшебный лес, и его чудесные хранители – духи. Они бывают добрыми и злыми. Одни  помогают людям, наделяя их силой, здоровьем и удачей, другие наказывают, если человек не соблюдает законы природы. Но не каждый мог их слышать и тем более разговаривать с ними. Этим даром обладали шаманы, которые владели еще и искусством врачевания. Но и простые удэгейцы могли обратиться к лесным духам через «богомолки», которые они размещали в дуплах деревьев, внутри небольших пещер вдоль всей реки или же через сэвэны — деревянные фигурки животных. И сейчас в каждой удэгейской семье есть эти маленькие хранители очага, проводники в мир лесных духов.
Но не всё в этой истории сказка. Живя в тайге, аборигены веками изучали повадки зверей, их нрав, знали о целебных свойствах многих растений, о деловых качествах древесины, о живом энергетическом поле, которое есть у каждого растущего в лесу дерева. Для них природа была открытой книгой, читая которую, можно было предсказывать погоду, время для удачной охоты и сбора дикоросов, указывать на рыбные места и безопасные речные переправы. Охотник никогда не убивал животных больше, чем могла использовать его семья в ближайшее время. Установленные предками запреты помогали веками сохранять равновесие в природе. К сожалению, и об этом писал Борис Константинович Шибнев, молодое поколение стало забывать учения своих предков. Хрупкая граница равновесия между природными возможностями и человеческими желаниями рушится. К такому выводу пришли и школьники, изучая экологическое состояние реки Бикин.
- Как помочь природе? – спрашивают дети.
- Не забывать своих корней, свой родной язык, на котором из поколения в поколение передавались знания, — слышится в ответ. — Культура традиционного природопользования – это целая наука, постигать которую нужно с детства, учась у своих родителей и дедов.
Так откуда появился народ удэге?
Эту не менее интересную историю юные участники полевой школы должны были услышать в зале этнографического музея, расположенного в самом центре села Красный Яр, на берегу живописной реки Бикин. Однако попасть за двери этого учреждения нам так и не удалось. Было заявлено, что здание принадлежит территориальной соседской общине «Тигр», председателем которой является В. Ширко. По личному его распоряжению впускать никого туда не велено, так как все ответственные лица находятся в отпуске…
Видно, по той же причине был отменен и национальный праздник — День Бикина. Конечно, педагоги и дети расстроились, что потеряли возможность приобщиться к культуре удэгейского народа, увидеть своими глазами национальные одежды, выделанные из рыбьей кожи и сшитые из шкур диких зверей, посмотреть на охотничье и рыбацкое снаряжение. Но ласковый батюшка-Бикин и яркое солнышко, что все пять дней светило с небес, не позволили нам унывать. Экскурсию в музей мы заменили путешествием по селу Красный Яр и походом по таежным тропам, где нашими гидами стали краснояровские ребята. Они с удовольствием делились своими знаниями рачительного природопользования.
- Длинные ветки ивы мы используем у себя в огороде для плетущейся фасоли. Ставим в виде высокого шалаша, и растение полностью его оплетает. Дерево мы не рубим, а только крайние ветки, что не наносит вреда иве, — рассказывает своей группе участник полевой школы Игнат Каленчуга.   
Кстати, от краснояровских ребят мы и узнали, что из молодой и сочной фасоли удэгейцы готовят вкусное блюдо — фангунцай. Жить в национальном селе и не попробовать удэгейской кухни, было бы невежливо с нашей стороны. Поэтому в один из дней наш повар Ольга Анатольевна Суанка приготовила нам тот самый загадочный салат из спаржевой фасоли, которая растет здесь практически у каждого дома. В рецепт входили мелко нарезанная и обжаренная в собственном соку изюбрятина, нашинкованные соломкой свежие огурцы. Нам всем очень понравилось. Спасибо, Ольга Анатольевна!
Ну и, конечно же, познакомились юные исследователи с тремя официальными версиями формирования в Приморском крае малочисленного народа удэге. Это название, которое переводится как лесные люди, аборигены получили лишь в конце 20-х годов прошлого века. А что было в далеком прош-лом, откуда пришли их предки, первыми обосновавшиеся на лесных территориях, богатых дичью, рыбой и дикоросами? По одной версии, это могло случиться в промежуток от 2 века до н.э. до 2 века н.э., когда забайкальская группа тунгусов, которая называлась илоу, отправилась осваивать восток, часть их осела в Приморье, дав начало одному из удэгейских родов. Другой информационный источник гласит, что остатки народа, населявшие некогда золотую империю Чжурчжения (13 век нашей эры), разбитую воинами Чингисхана, бежали на север Приморья. Потеряв возможность заниматься сельским хозяйством, люди стали учиться жить в гармонии с дикой природой. Именно сходство языка, на котором разговаривали удэгейцы, позволило ученым отнести их к тунгусо-маньчжурской языковой группе.
Но есть и третье сообщество историков, которое склоняется к тому, что заселение центральной части Приморья началось гораздо позже и с востока. На побережье Охотского и Японского морей тогда жили племена уцзи и удаха, которые занимались рыбалкой. Когда в 17 веке у их берегов появилась французская эскадра, то белые люди принесли в их племена болезни и смерть.
- Ваш земляк, учитель и писатель Александр Александрович Канчуга в своей автобиографической повести описывает историю, услышанную от своих дедов, которым ее поведали их деды, — ведет свой интереснейший экскурс в далекое прош-лое историк по образованию Светлана Титова. – Он пишет, что давным-давно его предки жили у моря. Когда пришли белые люди, то они убили двух братьев из племени, и началась кровная месть. Напуганные видом кораблей, оружейными выстрелами и грохотом корабельных пушек, племена по совету шаманов, которые указали им нужный путь, двинулись в глубь материка для того, чтобы скрыться от пришельцев в тайге. Люди перевалили через высокие горы, спустились по устью и вышли на большую реку. Она была покрыта толстым слоем снега, и самый старший сказал: «Это река Има – снежная. И осталось его племя жить у Имана. Остальные двинулись дальше. И снова добрались до широкой реки. Самый старший спустился на лед, он очень обрадовался, созерцая красоту вокруг себя. «Мое счастье!» – воскликнул он, кланяясь реке. И его большая семья осталась здесь, а река получила название Бикин…
- Интересно, ребята? – интересуются педагоги.
- Да! – отвечают дети и вновь устремляют свои взгляды на Светлану Ивановну.
- А знаете ли вы, что рядом с удэгейцами стоят еще два народа, близкие им по языковой группе и культуре, – нанайцы и орочи. Но если нанайцы сохранили свою письменность и язык до нашего времени, то удэгейцы эти знания практически потеряли. И очень жаль, ведь история народа живет, если есть люди, которые могут ее рассказать, есть книги, которые могут прочитать потомки, – и уже обращаясь к краснояровским школьникам, С. Титова пожелала, чтобы в их сельской школе обязательным предметом ввели удэгейский язык.   
Неожиданная встреча
Поездку в Сяин мы ждали с нетерпением. Ведь здесь жил и работал Борис Константинович Шибнев. В 1951 году он возглавил открывшуюся в селе семилетнюю школу. Причем, чтобы получить эту высокую и почетную должность, на которую его пригласили удэгейцы и нанайцы, ему пришлось поступить в педагогический институт. Но уже на следующий год в Сяин пришла большая вода. После нескольких сильных наводнений все деревянные постройки разобрали по бревнышкам, которые затем сложили в новые дома в селе Красный Яр. Грустная история некогда благополучного Сяина – это следствия первых рубок в верховьях Бикина.
Сегодня от большого села остались лишь дорога да сенокосы. Не изменилась разве что река, несущая свои чистые талые воды с вершин заснеженного Сихотэ-Алиня. Чуть в стороне от дороги мы замечаем ухоженный домик, в котором живут люди. Неужели чья-то дача? Вон рядом и действующий аэродром.  
- Мы здесь уже полвека живем, — приветствовала нас хозяйка Елена Константиновна Катаева. — Как только дома разобрали и вывезли в Красный Яр, приехали геологи. Здесь расположилась база южно-приморской экспедиции — геологическая партия «Восточная», руководил которой мой муж Анатолий Григорьевич Катаев. С этого аэродрома вертолетами забрасывали геологов в глубь тайги. Сегодня он, скорее всего, чья-то собственность. Чем занимались? Поисками месторождений полезных ископаемых, нами был найден небольшой слой каменного угля, выходы меди и цеолитов. В годы перестройки, когда все природные ресурсы кроме газа и нефти стали вдруг ненужными, партию закрыли. Специалисты и рабочие разъехались, а мы остались.
 Женщина рассказала, что ее муж тяжело заболел, и она вот уже несколько лет ухаживает за ним. Переезжать не собирается, по хозяйству им помогает сын, который живет во Владивостоке, а силы дает Бикин.
-  Вода здесь чистая, воздух свежий, имеем свой небольшой огород. Наводнений давно не было. Последний раз топило, когда Джуди прошел, — и уже прощаясь с нами, Елена Константиновна, бывший педагог и минералог, похвалила детей, что они занимаются таким хорошим делом: изучают свой родной край, ведут наблюдения за природой, чтобы затем рассказать своим сверстникам и родителям, что угрожает нашей реке и почему нельзя рубить бикинские леса.
Река счастья заслуживает
 счастливого будущего!
И вот настал день, когда учащиеся полевой школы были готовы ответить на главный вопрос: что же происходит с Бикином, и как они могут помочь своей реке. В апреле эти ребята из Соболиного, Красного Яра, Верхнего Перевала, Федосьевки и Лучегорска уже представили на районной конференции «Живи, планета!» современные карты экологического состояния участков реки Бикин. Результаты проведенных исследований не обрадовали школьников — чем ниже по течению, тем сильнее видна разрушительная сила воздействия человека на природу. Вместе с педагогами, учеными и экологами юные исследователи постарались связать полученную ими информацию в одно целое.
- Наша река хоть и имеет такую колоссальную протяженность, но все ее притоки, мари, леса входят в единую экосистему. Нарушив ее устойчивость в одном месте, человек наносит вред всей природе Бикина, — убеждены учителя биологии и географии Елена Борец, Светлана Башукова, Раиса Пономаренко, Алла Акаткина и Мадинат Рогова.
Варварские рубки лесов, пожары, мусорные свалки по берегам, строительство газо- и нефтепроводов, браконьерская охота и рыбалка, промышленные выбросы в атмосферу сернистого газа и тяжелых металлов – всё это привело к сокращению видового разнообразия растительного и животного мира Бикина и даже к изменению климатичес-ких условий. Но главный вывод, которые сделали ребята,  — природу еще можно спасти. Верховья Бикина – это словно природная колыбель, которая, если ее беречь, может восполнить утраченные биоресурсы. И об этом, считают ученые и учителя, нужно рассказывать всем: и молодым, и пожилым.
- Дети могут сделать это гораздо лучше взрослых, ведь почти все родители хотят, чтобы их любимые чада гордились ими, — уверена Светлана Титова. — И когда мы говорим о проблемах Бикина, то речь идет о несанкционированных рубках, нелегальной охоте и рыбной ловле, которую ведут и жители Пожарского района. А если дети будут в своих презентациях и выступлениях агитбригад поднимать эти вопросы, думаю, многие родители задумаются: а не перестанет ли меня уважать собственный ребенок, если узнает, что я занимаюсь таким нехорошим делом.
У Светланы Ивановны есть мечта: чтобы каждый маленький житель нашей страны по-настоящему полюбил природу, погрузился в нее, насладился ею и всегда был готов ее защищать. Свои знания юные участники полевой школы вложили в пятиметровый холст, создав уникальную карту русской Амазонки. Она начнет свое путешествие по селам района уже в сентябре, а в Лучегорске ее можно будет посмотреть в краеведческом музее в конце осени, где состоится заключительная  встреча и подведение итогов по проекту «Дорогою Шибнева: 20 лет спустя».
От автора: Закончилась и моя учеба в полевой школе. За пять дней я узнала массу интересного о природе Пожарского района, уникальности нашей реки Бикин. В моей записной книжке появилось с десяток новых названий самых ярких представителей растительного мира, которые я теперь узнаю в лесу. Пробираясь таежными тропами, я снова убеждалась, что все в природе важно: и болота, которые словно резервуар сохраняют запасы пресной воды, и самое невзрачное насекомое, являющееся неразрывным звеном в природной пищевой цепочке, и каждое деревце, кустик, растение, участвующие в круговороте воды в природе. Мы все знаем это, но убиваем животных, осушаем болота, вырубаем лес или даем совершать преступления против природы другим людям, не замечая, как мир меняется вокруг нас.
А еще я познакомилась с историей и культурой удэгейского народа. В их сказках и легендах хранятся знания самой матери-природы, благодаря которой на свет появилось человечество. Но главное — я встретилась с замечательными педагогами и детьми, которые не просто любят свою природу, но хотят ей помочь. Пусть малыми делами, но именно их неравнодушное отношение к окружающему миру делает его и нас лучше и краше. И пусть это только начало, но ведь оно положено. Те пять детских общественных агентств, которые заработают на территории нашего района при поддержке ученых ДВО РАН и специалистов Всемирного фонда дикой природы, будут не только зорко следить за экологическим состоянием реки Бикин, но и открыто рассказывать о результатах своих исследований жителям района.
В планах у ребят взять школьное шефство за памятниками природы местного значения, разработать проекты по сохранению этих уникальных уголков, привлечь к ним внимание общественности и власти. Согласитесь, без живой природы наша цивилизация обречена. Поэтому пусть не покажутся вам высокопарными эти слова, но наши дети спасают мир, который мы, взрослые, теряем в погоне за хрустящими резаными бумажками…





Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

168