Меню
12+

Газета «Победа»

17.09.2014 09:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 16.09.2014 г.

Я поведу тебя в музей!

Автор: Ольга КОЗЛОВА.

14 сентября исполнится ровно 10 лет со дня открытия районного краеведческого музея. Только вдумайтесь в эту, на первый взгляд, скромную цифру. Ведь за это время в районе выросло поколение пожарцев, в чьем детстве  были посещения музейных экспозиций. Когда только начали проводить экскурсии в историческом зале, многие дети, отвечая на вопрос о названии нашего района, давали две ключевые версии: потому что много пожаров, или связывали с ополченцами Мининым и Пожарским. Но наша история оказалась более близкой и доступной.

Эпизод I:
метла – двигатель идеи
Идея о создании районного музея витала давно. По замыслу людей, стоявших в разное время у руля власти, его могли открыть еще в 70-е годы прошлого века. Но тогда не срослось, может, и к лучшему. Другой шанс представился, когда большая часть налоговой службы перебазировалась в Дальнереченск. С.Д. Гаевой, в то время глава района, к своей чести отдал освободившиеся помещения не под очередной бутик в центре города, а под культурно-прос-ветительские нужды. В 2003 году должность директора была предложена Л.И. Ахметчановой. И как раз вовремя, на первых порах требовалась организационная работа, а лучшего организатора, пожалуй, трудно было найти.
Выделенное помещение предстало взору нового руководителя во всей своей «красе»:  комнаты со следами переезда, ободранные обои, мусор и пыль. Поэтому первым предметом, за который взялась Л.И. Ахметчанова, стала метла. В расположении оказались 23 небольшие комнаты, требующие тематического наполнения. На первую бюджетную сумму директор заказала длинный стол, очень удобный для ведения учета экспонатов, когда одновременно требуется разложить для заполнения 7-8 книг. Дело было новое, совершенно неизведанное, требовалась помощь профессионалов, поэтому Любовь Ивановна поехала к коллегам в музей города Бикин.
Эпизод II:
Сан Санычи
Сотрудницы бикинского музея с готовностью познакомили с азами, подсказали, как вести учет, дали бланки, а также порекомендовали обратиться за помощью к двум профессионалам. Один из них художник Хабаровского краеведческого музея имени Н.И. Гродекова Александр Александрович Сучков в те дни как раз приехал в Бикин на министерский семинар.
- Познакомилась с Александром Александровичем и не пожалела. Это была судьбоносная встреча, а не случайное совпадение. Я вообще считаю, что случайность – это хорошо спланированная закономерность, — говорит Любовь Ивановна. – Я набросала первоначальный план, какие экспонаты размещу в каждой своей комнатушке, оставалось только познакомить с ним художника. С А.А. Сучковым встретились 7 ноября 2003 года. Первое, что он сказал: надо ломать стены, убирать перегородки. И все мои задумки полетели прахом. Мы составили смету, утвердили расходы (осенью как раз верстался бюджет, а тогда в нем фигурировали совсем другие средства), художник приехал со своими рабочими. Работа заняла два месяца. Сан Саныч ставил экспозицию, закрывал наши неприглядные стены. В большом историческом зале он начал с зарождения жизни на земле, протянул временную нить от империи Цзинь к удэге, осветил жизнь староверов, прошелся по ХХ веку.
С оформлением пожарской природы помог таксидермист Александр Александрович Даневич (на верхнем снимке), координаты которого тоже передали коллеги из музея города Бикина. Как замечает Любовь Ивановна, родственные души сами находят друг друга. Второй Сан Саныч не просто делает чучела, а ставит сюжетные сцены из жизни природы, и это стало дополнительной причиной для сотрудничества. Мастер настаивал на том, чтобы весь животный мир был помещен в стеклянные витрины, как это делают в Японии. Такого стекла не нашли, но огорчаться по этому поводу не пришлось: когда поставили открытую экспозицию, увидели, что она смотрится много лучше, чем закрытая.
Первыми были сделаны 11 птичек, красавица-рысь, два медвежонка, кабарга, соболек, утка-мандаринка. Вообще, каждое чучело попадало в музей своими путями. Со временем коллекция пополнилась орланом белохвостом, упавшим с дерева за Игнатьевкой, хохлатым осоедом, попавшим случайно в капкан на одной из пасек Стольного, глухарем и енотом, подаренными музею за ненадобностью нахождения в домашних условиях. А уж сколько шершневых гнезд принесли за это время, и не сосчитать. Маленькие, средние и огромные, с разным рисунком и наполнением, они были одинаковы в одном: в доказательстве большого трудолюбия этих опасных, но благородных насекомых.
Эпизод III:
народный музей
Одновременно с работой профессионалов в районе шел активный поиск экспонатов. Л.И. Ахметчанова в первые же дни дала в газете объявления о том, что начался сбор музейных предметов. Любовь Ивановна использовала любую возможность, чтобы проехать по селам. Таким образом, она привезла из Красного Яра экспонаты, оставшиеся от прежнего сельского музея. Национальные костюмы были найдены в одном из шкафов Краснояровского сельсовета.  
- У музея оказалось много добровольных помощников. Первым пришел Сергей Гаврилович Горбуля, принесший сумку шахтерских документов. Это послужило толчком к пополнению коллекции. Покойный ныне В.И. Белоокий вручил колокол с Алчана, супруга ушедшего из жизни Ю.Г. Ноговицина передала в дар уникальные картины в технике линогравюра. Благодаря Г.Н. Жагло удалось наладить связи с родиной И.А. Пожарского — музеем города Ардатова в Мордовии. С пограничной тематикой помог руководитель погранкомендатуры С.А. Василенко и живущие в районе и Лучегорске земляки, проходившие службу на пограничных заставах нашего района. Большое количество фотоснимков досталось от закрытой к тому времени музейной комнаты Дворца культуры Приморской ГРЭС. Очень многие люди принесли экспонаты просто так, даже не называя своих фамилий. Один житель подарил самовар фабрики Баташовых 1850 года выпуска, — с благодарностью вспоминает директор краеведческого музея. – Во многих деревенских домах пришлось облазить чердаки, заброшенные сарайчики, но это того стоило. Особенно много экспонатов нашлось в Пожарском, Нагорном, Федосьевке, Верхнем Перевале и даже в Стольном. И, я думаю, потенциал в плане поиска старины в нашем районе еще не исчерпан.    
Как отмечает Любовь Ивановна, музей Пожарского района без преувеличения можно назвать народным, потому что его фонды пополнял сам народ. Кстати, своих авторов ей удается находить буквально на каждом шагу. Людей у нас талантливых предостаточно. Для творчества нет преград, кроме… помещения, в котором сегодня размещается музей. Теснота не позволяет воплотить в жизнь самые невероятные задумки. К примеру, в одном из нагорненских домов Л.И. Ахметчанова отыскала детали ткацкого станка. В собранном состоянии он занимает площадь примерно с двуспальную кровать. Можно было бы восстановить этот и другие предметы быта наших предков, да пока негде.
Эпизод IV:
к простору!
Музейное пространство можно расширить, и работники к этому готовы, так как музей давно вырос из прежних рамок в моральном и физическом смысле. Если бы учреждению отдали освободившиеся помещения от налоговой службы, Л.И. Ахметчанова для начала смогла бы увеличить размеры зала воинской славы, где размещаются экспонаты, посвященные Великой Отечественной  войне, интернационалистам и Даманским событиям. Пока о дополнительных площадях можно только мечтать, коллектив старается использовать буквально каждый сантиметр пространства. Даже в холле умудряются уживаться две пос-   тоянные выставки. Но ведь все мечты рано или поздно сбываются. Удалось же решить вопрос с новым крыльцом. Фасад учреждения заметно преобразился, и это еще не конец.  
Эпизод V:
гости
Торжественное открытие музея сос-тоялось 14 сентября 2004 года. Сначала работали только два зала, чуть позже они стали прирастать дополнительными музейными комнатами. С годами накап-ливался опыт проведения экскурсий. Музейные работники увидели, что материала в каждом зале хватает на две, а то и на три отдельные часовые экскурсии об истории района и Лучегорска, природе и этносе, русской старине, событиях на острове Даманский. Что касается временных выставок, так там буквально с каждого экспоната можно начать отдельный рассказ.
В среднем за год музей посещают около восьми тысяч экскурсантов. Среди них и жители района, и наши соотечественники из других регионов страны, и иностранные гости. Были у нас американцы, японцы, граждане Австрии, послы из Люксембурга, соседи из Жаохэ, консул Северной Кореи. Направление деятельности музея – историко-эстетическое просвещение, а это понятно всем в независимости от менталитета и социального положения. «Иностранцам информацию надо подавать наглядно. Всем понятна и близка природа и удэгейцы», — рассказывает Л.И. Ахметчанова.
В прошлом году проходила выставка северокорейской вышивки, которая произвела на нашего зрителя исключительное впечатление. Картины в Лучегорск из Хабаровска лично привозил консул посольства КНДР господин Кан Но Ул. Знакомство с нашим музеем оставило у азиатских гостей много хороших впечатлений. Как отметил господин Кан, Л.И. Ахметчанова их так встретила, будто они до этого были лет десять знакомы. Тогда консул пообещал, что сотрудничество обязательно продолжится. В августе нынешнего года в преддверии юбилейных дат в музее вновь открылась выставка «Красота спасет мир», где были представлены новые работы корейских мастериц. Снова зрители восхищались мастерством наших соседей. Такое сов-падение не случайно, ведь, как уже было сказано выше, все случайности хорошо спланированы где-то там, наверху.
Юбилейные торжества пройдут 17 сентября в малом зале Дворца культуры и районном краеведческом музее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

112