Меню
12+

Газета «Победа»

21.01.2015 10:27 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 20.01.2015 г.

На смену диктующей педагогике приходит педагогика творчества и свободы

С нового учебного года российское дошкольное образование живёт «по стандарту». На бумаге он прописан Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». А вот как ФГОС реализуется в жизни, мы попросили рассказать Зою ГАЛЬЦЕВУ, заместителя заведующей по воспитательной и методической работе МБДОУ ЦРР детского сада № 8 поселка Лучегорск.

- Начну с того, что стандарт призван обеспечить превращение дошкольного образования в исходный, базовый уровень образовательной системы России. ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности дошкольных образовательных учреждений. Каким образом? Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях. Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и результатах. Таким образом, диктующая педагогика будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
- И для этого в вашем учреждении есть все условия?
- В нашем детском саду «Огонёк» создано нормативное обеспечение введения стандарта. Разработаны программа развития ДОУ на 2014-2019 годы в соответствии с ФГОС ДО, проект образовательной программы на 2014-2015 годы в соответствии со стандартом, так как ещё не утверждён реестр примерных образовательных программ дошкольного образования. Имеются рабочие программы возрастных групп ДОУ в соответствии со стандартом. И самое важное – у нас есть педагогический коллектив, которому присуща атмосфера профессионализма, инициативы и творческой самореализации. Педагогические работники ДОУ активно и успешно участвуют в профессиональных конкурсах разного уровня. Н.Б. Жарикова, О.Н. Измоденова, М.В. Борисова, О.В. Бармина получили дипломы за призовые места в общероссийских интернет-конкурсах.  М.Н. Клочко, Е.А. Ульяницкая, Н.Б. Жарикова, О.Н. Измоденова,                                                                                                             Е.В. Чередниченко, О.В.  Бармина, Н.П. Друзь стали победителями Форума образовательных инициатив-2014 «Современным детям — современное образование». За участие в районной выставке «Мир глазами детей» коллектив детского сада получил Почётную грамоту и Диплом победителя за участие в районном конкурсе «Солнышко в ладошках». В детском саду созданы все условия для профес-          сионального роста и самореализации педагогов и специалистов. Многие воспитатели уже работали по стандарту дошкольного образования, сами того не зная – вели занятия с использованием игровой, проектной, исследовательской деятельности. Педагоги успешно применяют различные формы образовательной деятельности, конструируя возможности развития детей.
- Но не мешает ли такая вариативность воспитателю, ведь проще работать в ограниченных рамках.
- Вариативность мешает тому воспитателю, который не умеет думать, а всё образование нацелено на то, чтобы он, как и его воспитанники, имели выбор для творчества. И в сегодняшнем сетевом мире, когда всё меняется, другого пути нет.
Инновационные процессы занимают всё большее место в деятельности детского сада, и одним из нап-равлений является работа в режиме проектной деятельности. Метод проектов соответствует задачам ФГОС, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения. Педагоги детского сада успешно применяют проектную деятельность по всем направлениям: ОБЖ, ЗОЖ, развитие речи, познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Обновление содержания дошкольного образования требует от педагогов изменения предметно-пространственной среды. Много инициативы и выдумки проявил коллектив учреждения, чтобы устроить пребывание детей в нем уютно и комфортно. Для организации образовательной деятельности в ДОУ имеются технические средства обучения: интерактивная доска с проектором, ноутбук, компьютеры, принтеры, сканер и ксерокс. Желательно, конечно, чтобы в каждой группе был проектор, это обогатило бы возможности воспитательного процесса.
Детский сад подключен к Международному Цент-ру финансово-экономического развития – крупнейшему российскому интегратору и разработчику профессиональной информации — электронной системе «Образование». Планируется подключение к системе «Виртуальный детский сад». Постепенно укрепляется материальная база детского сада: в методическом кабинете отведено место для самообразования педагогов и специалистов, в свободном доступе для них находится компьютер с программным обеспечением, принтер, сканер, ноутбук с доступом в Интернет.
- Включаете ли вы родителей в процесс дошкольного образования?
- Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проб-лемы материального обеспечения, недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей – вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребенка. Детский сад выстроил систему работы с родителями, которая включает ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка, на сайте детского сада создана ссылка на сайт «Детский календарь», где родители могут найти материал для разнообразных занятий с детьми; участие в спортивных и  развлекательных мероприятиях. Так, конкурс костюмов, сделанных из бросового материала, провели О.В. Козко и   В.И. Ковалёва, конкурс проектов, где дети сами представляли свои работы, провела Н.С. Маринкина. Е.А. Третьякова и Н.М. Говяда вместе с родителями организовали знакомство с профессией полицейского, мастер-класс по работе с солёным тестом.
Родители – наши первые помощники, как и мы их, поэтому они так же как и педагоги знакомятся с задачами и требованиями стандарта. Для этого проведено собрание «Содержание ФГОС. Требования стандарта», ведется информирование воспитателей и родителей о подготовке и результатах внедрения ФГОС ДО через СМИ, сайт детского сада, информационные стенды, проводятся открытые просмотры, взаимообмен педагогами знаниями и опытом образовательной деятельности.
- И все же, чтобы соответствовать всем требованиям стандарта, детским садам необходимо самим зарабатывать деньги, оказывая услуги дополнительного образования, переводить на платную основу довольно важные ставки педагогов.  
- Сегодня воспитанникам детского сада «Огонёк» для развития творческих способностей предлагается дополнительное образование в кружках хореографии, художественного творчества, физического развития и подготовки детей к школе. Кружок «Здравствуй!» ведётся в детском саду семь лет, в результате его работы все выпускники подготовительной группы читают. Обучение чтению происходит в игровой форме, без принуждения, дети с большим желанием занимаются здесь в сопровождении героев сказок. Занятия ведет замечательный педагог Елена Виталь-евна Чередниченко.
Конечно, наш детский сад обновляет содержание образования и воспитания детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, но для более успешной работы необходимо поддерживать дошкольное образование материально, так как методические пособия давно не обновлялись, а финансирования по ФГОС хватило только на замену столов и стульев в трёх группах. Вызывает тревогу сокращение логопедов, психологов, инструкторов по физической культуре и воспитателей с 2015 года. Будет упущен сенситивный (самый благоприятный) период формирования психики ребенка, речевого аппарата, двигательных навыков. Перевоспитывать и переделывать всегда сложно, а часто и невозможно. И эти вопросы должны волновать не только нас, но и родителей, управление образования, местную власть, ведь наша общая задача — воспитать в каждом ребенке гармоничноразвитую личность, которая, став взрослым, будет строить настоящее и будущее Лучегорска, Приморья и всей России.   

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

155