Меню
12+

Газета «Победа»

23.10.2015 15:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12991 от 29.09.2015 г.

Рука, качающая колыбель

Автор: Ольга КОЗЛОВА.

Советская система дошкольного образования, ставшая центром сосредоточения многовековых традиций и новаторства, считалась лучшей в мире. Но просуществовав десятилетия, эта система начала подвергаться таким корректировкам, что педагоги и родители теперь только успевают хвататься за головы от нововведений. К примеру, чуть более года назад район получил мощную встряску в виде сокращения педагогических кадров. За штат были выведены узкие специалисты, урезаны ставки музыкальных руководителей, сократилась численность и самих воспитателей.
Только дальнейшая жизнь покажет правильность либо ошибочность этих изменений. Но первые итоги уже можно подвести. О том, к чему привели свалившиеся на голову пожарцам новшества, мы поговорили с непосредственными участниками образовательного процесса – педагогами и родителями. В преддверии профессионального праздника работников дошкольного образования эта тема приобрела особую актуальность.

Отныне в детском саду «Сказка» привыкают жить по новому графику –10,5-часовому пребыванию воспитанников. Изменившийся распорядок – лишь верхушка айсберга, следствие произошедших изменений, отразившихся на всей жизни учреждений. Все последние новшества не были приняты спокойно и молчаливо. Достаточно вспомнить прошлогодние совместные собрания, коллективные обращения во всевозможные инстанции, такие как государственная инспекция труда Приморского края, приемная Президента РФ. Приходили официальные ответы, но запущенный процесс оптимизации уже нельзя было остановить.
Как отмечает С.В. Колесникова, заведующая МБДОУ ЦРР № 10, ощутимые сокращения начались еще два года назад и поначалу были вполне объяснимы. «Подтягивание» некоторых ставок технических работников напрямую зависело от уменьшения количества детей. Массовый выезд молодых семей из Лучегорска в дошкольных учреждениях прочувствовали как нигде. Десятый детский сад нехватку в своих воспитанниках никогда, к счастью, не испытывал. Здесь, как и раньше, сохранилась очередность записи. Однако вопрос соответствия нормативу прозвучал и в этих стенах.
Козырная карта
Дорожная карта вошла в нашу жизнь недавно, став для субъектов власти определяющим началом всего. В дошкольном образовании документ устанавливает, каким должно быть количество воспитанников на одного педагога. В педагогическом и родительском сообществах сразу возник вопрос: почему установленный коэффициент одинаков и для города, и для поселка, и для села, тогда как это должны быть три неравнозначных величины.
- Столкнувшись с требованиями Дорожной карты, руководители муниципальных управлений образования были вынуждены направить в администрацию края обращение с просьбой пересмотреть действующий для детсадов и школ норматив с учетом численности населения. Надеемся, что власть обратит на нас внимание и всё-таки установит разные нормативы численности воспитаников на одного педагога, — отмечает Светлана Владимировна Колесникова. — Если эти поправки пройдут, то мы получим возможность хотя бы остановить столь массовое сокращение штатов. Отмечу, что наш район в плане сохранения сети дошкольного образования – нас- тоящий герой, ни один детский сад не был закрыт, дефицита мест не существует, поэтому не приходится держать детей до четырех-пяти лет дома.  
Вследствие оптимизации в детском саду № 10 число воспитателей всё же уменьшилось, были сок-ращены должности психолога, учителя-логопеда, преподавателя английского языка (его наличие всегда было предметом особой гордости учреждения). А образовавшиеся пробелы теперь приходится закрывать оставшимися силами. С учетом переработки, превышающей10 часов, заведующей стало сложнее распределять обязанности и нагрузку среди коллег.
- Мы выходили на высокий уровень нового федерального стандарта, приближающую программу  дошкольного образования к начальной школе, но оптимизация кадров откинула нас назад. Повышенные нагрузки сказываются на творческом потенциале воспитателей. Сегодня наблюдается педагогическое выгорание из-за увеличившихся объемов. Раньше, сменив друг друга в группе, воспитатели могли пойти в методический кабинет, чтобы позаниматься повышением квалификации, подготовкой к следующей смене, сейчас же на это просто физически не хватает времени и сил. План образовательно-воспитательной работы урезается, о дополнительных мероприятиях, способствующих развитию, не идет и речи, — поясняет Светлана Владимировна Колесникова. – В целях оптимизации неэффективных расходов образовательной отрасли в Приморском крае вносятся изменения, которые лишь ухудшают условиях пребывания дошкольников и всех педагогов.  
От музыки к прозе
С 1 мая на две группы распределено по три воспитателя. Что это такое, прочувствовали не только работники дошкольного образования, но и родители с детьми. Уход любимого воспитателя – большая утрата для ребенка, а приход подменного педагога, которого дети не знают, вообще, вызывал в группах слезы и истерики. Как пережили этот период, мама двух воспитанников детского сада М.В. Лошак не хочет и вспоминать. Старший ребенок Марии перешел в подготовительную группу, а младший – во вторую младшую. Разница в возрасте между детьми относительно небольшая, но отличия в качестве предоставляемого образования, как говорится, налицо. Если старший застал бесплатный  английский, физинструктора и музыкального руководителя на полных ставках, то второму в этом плане не повезло.  
В связи с проведением оптимизации в дошкольных учреждениях, нагрузка ставки музыкального руководителя увеличилась с четырех до девяти групп. Детскому саду № 10 сумели найти оптимальный вариант, разделив одну ставку на двух музыкальных работников. Как сокращение музруководителей проявилось на практике, стало видно после первых праздничных утренников.   
- Думаю, уход музыкальных руководителей – ощутимая утрата для всех детсадов. Всё опять же завязано на Дорожной карте и нормативе. Сейчас одно мероприятие должно проводиться на две группы, а это толкотня, отсутствие творческого и индивидуального подхода, — делится наблюдениями Мария Лошак, входящая в состав родительского комитета. – Скажите, зачем равнять нас по одному нормативу, если это наносит больше вреда, чем пользы?
В рамках «борьбы с неэффективными расходами» за штат учреждений были выведены логопеды, психологи, в «Сказке» — учитель английского языка. Отныне услуги всех узких специалистов, очень нужных, а иногда и необходимых в деле воспитания ребенка, платные. Стоимость некоторых занятий очень демократичная. Но если оплата будет увеличиваться по каким-то объективным причинам, количество детей, получающих всестороннее гармоничное воспитание, резко сократится. Уже возникает такое явление, как неравные социальные возможности. Ведь не все способны оплачивать кружки и секции, разом ставшие платными. Нет возможности оплачивать дополнительное образование своих детей у матерей-одиночек с невысокими зарплатами, семей с небольшим доходом. Так что картина, когда 18 детей идут на английский или каратэ, а один ребенок остается в группе, вполне реальна.
Трудности понимания
Нарушение речи у детей можно назвать проблемой современности. Еще совсем недавно логопеды оказывали квалифицированную помощь, работая в штате всех детских садов. В рамках оптимизации их должности были сокращены, специалисты ушли, а дети с дефектами дикции остались. Те родители, которые могут оплачивать занятия, записывают детей уже на частные уроки. В официальном ответе, полученном от государственной инспекции труда, говорится: «Чтобы удовлетворить запросы родителей детей с ограниченными возможностями, в Пожарском районе действует логопедический пункт в МОБУ СОШ № 2, а также сохранена логопедическая группа в детском саду № 4». Вот только в письме не сказано, что график оставшихся логопедов плотно забит. А «освободившиеся» логопеды были вынуждены начать частную практику, и к ним, говорят, тоже непросто попасть. Добавило ли это удобств? Вряд ли. В «Сказке» по просьбе родительского комитета заведующая нашла логопеда, который с сентября начал проводить занятия в стенах детского сада. Так хотя бы стало возможным обеспечить безотрывную работу мам и пап.  
В целях экономии ресурсов в детских садах был изменен график работы. Дошкольные учреждения свою работу теперь начинают с 7.30, а заканчивают в 18.00. На платную услугу по продлению пребывания ребенка пока никто не дал согласия. В связи с новым режимом сдвинулся и график питания. Вместо ужина в 17.00 теперь в 16.15 подается усиленный полдник. Кстати, к качеству питания в «Сказке» вопросов нет – это, пожалуй, единственный аспект, где изменения произошли к лучшему.
Главная причина оптимизации – сокращение неэффективных расходов, экономия средств с привязкой на соответствие нормативу. Была надежда, что  сэкономленные деньги пустят на улучшение условий. Но и по-прежнему родители ремонтируют группы, скидываются на моющие средства. Единственная поддержка от края — средства на учебные расходы, выделяемые второй год подряд во исполнение указа Президента. На эти деньги удалось приобрести в несколько групп новые кровати и стульчики.
Что дальше?
Сегодня родители стоят перед дилеммой: если они хотят дать своему ребенку качественное образование, должны вкладывать деньги.  
- Всё сократили и урезали, а на этом фоне еще и подняли оплату за детский сад.  Понимая, что должны участвовать в воспитании наших детей и жизни детского сада, мы, родители, всегда это делали. Но  если весь процесс целиком ляжет на наши плечи, мы не потянем, — говорит Мария. — Закон гласит, что ребенок должен получать всестороннее развитие. Но от оптимизации пострадали и дети, и родители. Необходимо вернуть всё на круги своя, пока не слишком поздно.  У меня сложилось мнение, что дошкольное образование отдали в полное распоряжение краевой власти, а та управляет отраслью по-своему усмотрению, вплоть до закрытия учреждений. Воспитание всё больше переводится на коммерческие рельсы.
Очередной этап оптимизации завершился в мае. По словам С.В. Колесниковой, работникам дошкольного образования пообещали, что больше детские сады в плане сокращений штатов трогать не будут. «Наше управление образования само озадачено сложившейся ситуацией, которая ничего кроме сожалений не вызывает. Я начинала заведование со штатным расписанием, в котором было 63 единицы.  В итоге из 18 воспитателей остались 14, младшего персонала вместо 15 – 12, медсестер вместо двух осталась одна, кастелянше вменили обязанности швеи, прачечную сократили до полторы ставки. Общая численность моего коллектива сегодня составляет 47 человек», — подытожила Светлана Владимировна.
Вопросов к государству за это время у родителей накопилось немало, главный из них: что будет дальше с дошкольным образованием? Детский сад ничего не продает и не выпускает. Это учреждение с важной социальной миссией, и с точки экономической эффективности оценивать его деятельность неправильно. Вопросы дошкольного образования отнюдь не из разряда детских, это проблема общегосударственного масштаба, ведь, как гласит английская поговорка, рука, качающая колыбель, правит миром.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

106