Меню
12+

Газета «Победа»

11.02.2015 09:40 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12958 от 10.02.2015 г.

Право на тишину

Автор: Марина ЛИФАНОВА.

Современному человеку трудно представить себе жизнь без телефона. Он постоянно с нами и дома, и на работе, и в дальних поездках. Благодаря ему можно быстро связаться с родными, коллегами и партнерами, не откладывая в долгий ящик обсудить с нужным вам человеком любой вопрос, поздравить с праздником дорогих людей, позвонить в экстренные службы, если случилась беда. Но бывают случаи, когда верный помощник может превратить жизнь своего владельца и его домочадцев в настоящий кошмар.

Позднему звонку на свой домашний телефон жительница Лучегорска Татьяна Кравченко сначала только удивилась. На другом конце провода вежливо сообщили, что ее беспокоят из «Совкомбанка» города Новосибирск. Оператор поинтересовался, знаком ли ей человек по фамилии Б…н, который задолжал их банку оплату по кредиту. Хозяйка телефона тоже вежливо объяснила, что такого гражданина она не знает, добавив, что в Приморье уже почти полночь, а это телефон домашний, поэтому не стоит больше сюда звонить и беспокоить ее семью в столь позднее время.
Но рано утром телефон снова ожил. В обед и вечером звонки повторились. Всё тот же вежливый голос, представляясь сотрудником «Совкомбанка», невозмутимо вопрошал, есть ли в окружении Татьяны Александровны знакомые, родственники или коллеги по фамилии Б…ны. Пыталась со своей стороны разобраться и женщина, откуда у банковских работников взялся ее номер домашнего телефона. Выяснилось, что клиент указал его в анкете для связи с контактным лицом, готовым подтвердить его личность и кредитоспособность. Ни то ни другое Татьяна Кравченко сделать не могла, и уже настойчиво требовала банковских служащих избавить ее от вынужденного общения, удалив ее телефон из базы данных. И только после общения с менеджером местного отделения «Совкомбанка» жительница Лучегорска узнала, что звонки прекратятся, только когда она сама придет в их местный офис и напишет претензию.
- Не понимаю, почему я должна тратить своё личное и рабочее время, доказывая, что в этой ситуации я ни при чём. И неужели сегодня банки вправе вот так безнаказанно вторгаться своими звонками в нашу частную жизнь, ставить какие-то условия людям, даже не являющимся их клиентами, — задалась воп-росами Т. Кравченко.
Пообщавшись со знакомыми, Татьяна Александровна узнала, что ситуация, в которую она попала, типичная для Лучегорска, Приморья и всей матушки-России. И днем, и ночью от различных банков на наши телефоны поступают звонки и смс-сообщения с предложениями выгодного кредита. А если вы все же воспользовались им, да по каким-то причинам просрочили дату выплаты, на связь с вами уже выходят не только операторы и коллекторы, но и круглосуточный автоинформатор. И отделаться от такого тотального психологического давления порой можно, лишь сменив телефонный номер. Для мобильника — это выход, но для стационарного телефона подобная операция стоит немалых денег.
Татьяна Кравченко менять номер не собиралась, зато решила вместе с журналистами газеты «Победа» выяснить, как обычному человеку защитить себя от навязчивости банков, и законность использования персональных данных граждан России без их согласия.
В первую очередь, мы обратились к сотрудникам полиции, чтобы выяснить, можно ли найти управу на банк, который терроризирует звонками жительницу Лучегорска. Но нам объяснили, что действие банка не может рассматриваться как терроризм, так как это слово в Уголовном кодексе имеет абсолютно другое значение. Конечно, можно написать заявление по факту нарушения банком неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ) граждан, выражаемое, в том числе, и в незаконном собирании и распространении сведений о частной жизни. Есть в Уголовном кодексе и особенная часть: преступления против личности. В главе № 16 «Преступление против жизни и здоровья» определена уголовная ответственность за умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью человека. А оказываемое со стороны банковских работников психологическое давление может не на шутку подорвать ваше здоровье. Но, чтобы доказать причастность банка (к тому же расположенному в городе Новосибирск) к данным правонарушениям, пострадавшему лицу нужно иметь веские доказательства: свидетелей, записи телефонных разговоров, медицинские зак-лючения и т.д.
Но всё это уже крайние меры, нам же с Татьяной Александровной нужно добиться, чтобы звонки прек-                                                                                                                             ратились, а ее номер телефона был удален из базы данных «Совкомбанка». Знающие гражданское право люди посоветовали нам изучить Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Оказалось, что в этот список попадает любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. А значит, и домашний телефон – это персональная информация, и банк был обязан получить согласие на внесение телефонного номера в базу данных. Причем разрешение можно получить либо в устной форме по звонку, либо оформив его письменно. Но «Совкомбанк» почему-то не посчитал нужным это сделать, что уже является противозаконным.
Кстати, все телефонные разговоры банковские и коллекторские службы  записывают, и если гражданин в разговоре официально заявил, что не имеет никакого отношения к должнику, и просит вычеркнуть свой номер из базы, так как личного согласия на предоставление персональных данных не давал, то этого уже достаточно, чтобы банк больше ему не звонил. То есть для прекращения подобного общения лицу, не связанному с данным учреждением договорными обязательствами, не требуется лично приходить в местное отделение и писать претензию. И все же Т. Кравченко предложением «Совкомбанка» воспользовалась.
- По регламенту учреждения нам, к сожалению, недостаточно устного заявления от гражданина, необходимо письменное, можно в свободной форме, — сообщила Юлия Николаевна, менеджер местного отделения «Совкомбанка», принося свои личные извинения Татьяне Александровне за доставленное их учреждением беспокойство.  
Жительница Лучегорска извинения приняла, а в заявлении написала, что в соответствии с законодательством требует уничтожить ее персональные данные – номер домашнего телефона из базы данных «Совкомбанка». Документ, как пообещала менеджер, должен быть рассмотрен в этот же день, на основании чего их служба безопасности найдет виновное лицо, указавшее в кредитном договоре заведомо ложную информацию. И, может, даже его накажет.
А вот кто накажет банки за их неправомерные действия? Оказалось, в том же Законе № 152-ФЗ «О персональных данных» функции по защите прав субъектов персональных данных, обеспечению контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона возлагается на уполномоченный орган — Роскомнадзор. И если даже после всех предпринятых вами действий звонки не прекратились, смело отправляйте электронную жалобу в управление Роскомнадзора по Приморскому краю: http://25.rkn.gov.ru/, или письменную претензию по адресу: 690022, Владивосток, ул. Беломорская, д.18. К письму можно приложить и звуковой файл — запись телефонных переговоров с оператором или коллектором. И тогда уже через несколько дней проблемы начнутся непосредственно у банка. Конечно, данное решение работает лишь в том случае, если вы действительно не имеете отношения к должнику и не давали согласия на внесение персональных данных в базу финансово-кредитного учреждения. Татьяне Александровне писать жалобу в Роскомнадзор не пришлось, «Совкомбанк» обещание выполнил, и с того дня, как была написана претензия, звонки прекратились.


152-ФЗ: Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

152-ФЗ: Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

153