Меню
12+

Газета «Победа»

27.07.2015 10:24 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12982 от 26.07.2015 г.

Владимир Красное Солнышко

28 июля русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. С 2010 года в России официально стала отмечаться новая дата — День крещения Руси.

Святой князь Владимир был сыном киевского князя Святослава. Незадолго до своей смерти Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний сын, Олег, — землю Древлянскую, а младший сын, Владимир, — Новгород. Вскоре после смерти отца между братьями начались распри, победа в которых оказалась на стороне Владимира. Став единодержавным князем Руси, он осуществил несколько удачных военных походов, распространив пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, которым приносились жертвы, и не раз обагрялась земля невинной кровью. По языческому понятию, правда и справедливость — на стороне сильного. Князь Владимир вполне следовал этому как высшему мерилу жизни. Далеки тогда еще были от его сердца слова: «Не в силе Бог, а в правде».
В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был хрис-тианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву бездушным идолам, сказав княжеским воинам: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют... Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека...». Разъяренная толпа язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину. Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление. Он начал сомневаться в языческих божествах.
Узнав о его желании принять истинную веру, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Летописное предание об «испытании вер» повествует, что первыми в 986 году явились послы от болгар-мусульман. Мусульманский рай с гуриями понравился сластолюбивому князю, но обрезание показалось ненужным, а запрет на вино — неприемлемым; он отпустил мусульман с миром, сказав им: «Вино есть веселие Руси, не можем быть без него». Послы немецких католиков говорили князю Владимиру о величии незримого Бога-Вседержителя и нич-тожестве языческих идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы». Внимательно выслушав иудеев, пришедших из Хазарского каганата, князь Владимир спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, — отвечали они, — но Бог за грехи рассеял нас». «Как же вы смеете предлагать свою веру, когда сами за грехи находитесь под гневом Божиим?» — возразил Владимир.
После этих проповедников прибыл в Киев греческий философ, посланный Патриархом Константинопольским Николаем Хрисовергом. Он изложил князю Владимиру историю творения мира и грехопадения, Боговоплощения и Искупления, а в заключение поведал о Втором пришествии и показал икону Страшного Суда. Пораженный этим изображением, Владимир вздохнул: «Благо стоящим направо (праведникам) и горе тем, что налево» (грешникам). «Если хочешь стоять с праведниками, то крестись», — призвал его философ. Владимир подумал и отвечал: «Подожду еще немного». Отпустив греческого философа, князь собрал своих старшин и бояр на совет. Было решено послать послов и испытать каждую веру на месте. Избрали десять мужей и послали их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией.
Вскоре после того в 987 году князь Владимир выступил в поход на город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший в то время Византийской империи. Взяв Херсонес, он потребовал руки царевны Анны, угрожая в случае отказа походом на Константинополь (Царьград). Византийские императоры-соправители Василий и Константин поставили условием брака сестры принятие князем Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься в надежде исцеления. Во время святого Крещения князь Владимир прозрел и телесно, и душевно, и в духовном восторге воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием, в честь Василия Великого. В Киев он вернулся вместе с княжной Анной, священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского и его ученика Фивы.
В Киеве Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крес-тил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь приступил к искоренению язычества на Руси. Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян евангельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы ее», — так говорили в народе. Множество людей, старые и молодые, матери с детьми, вступали в воды Днепра. Священнослужители во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали молитвы.
Князь Владимир распорядился воздвигать хрис-тианские храмы там, где прежде стояли кумиры. В том же 988 году в Киеве был построен храм во имя святителя Василия Великого на холме, где стоял идол Перуна. После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился, став новым человеком, облагодатствованным Духом Святым. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя. Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников, смягчая наказания преступникам, князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвание «Владимир Красное Солнышко».
При святом равноапостольном великом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, распространив влияние далеко за ее пределы. Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме, горько оплаканный всем русским народом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

255