Меню
12+

Газета «Победа»

08.07.2015 11:45 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12980 от 08.07.2015 г.

От предупреждения до отключения

Автор: Марина ЛИФАНОВА.

Фото Л. Ланкиной.

Сложная экономическая ситуация в стране негативно отразилась на платежеспособности потребителей коммунальных услуг. Антирекорд был поставлен дальневосточниками, которые на 1 мая этого года задолжали ОАО «ДГК» за потребленное тепло и горячую воду более 7 млрд рублей. Наибольшая сумма долга сложилась в Хабаровском крае – 3,6 млрд рублей, из которых на долю населения приходится 2,97 млрд рублей, на втором месте Приморский край — около 1,95 млрд рублей (население — 1,44 млрд руб.). В Амурской области потребители задолжали порядка 937 млн рублей (23,7 млн руб. — население), в ЕАО – 347 млн рублей (280 млн руб. — население). Это не могло не сказаться на работе самой энергокомпании. Сумма дебиторской задолженности на данный период превысила затраты на ее ремонтную программу, которая по всем направлениям составляет 6 млрд рублей.

С мая Дальневосточная генерирующая компания приступила к реализации экстренных мер в отношении злостных неплательщиков. По информации пресс-службы ОАО «ДГК», должников начали отключать от горячей воды. Как результат, сумма дебиторской задолженности сократилась, но всё еще остается рекордно большой, что не позволяет компании качественно и в срок вести подготовку предприятий к новому отопительному сезону. Теме коммунальных долгов была посвящена июньская встреча заместителя генерального директора по сбыту ОАО «ДГК» Дмитрия БОГДАНОВСКОГО с представителями средств массовой информации, на которой побывал и корреспондент газеты «Победа».
Проблема неплатежей для нас стояла всегда, но теперь она крайне обострилась. Снизились объемы платежей как от физических, так и от юридических лиц, появились новые неплательщики – государственные и муниципальные бюджетные организации. Ухудшилась дисциплина платежей сельхозпроизводителей, которые рассчитывались с нами к концу отопительного сезона. В этом году перспектива платежей по некоторым из этих потребителей до сих пор остается туманной. Все это осложняет жизнь компании и ставит под угрозу срыва подготовку к следующему отопительному сезону. Такая ситуация сложилась в городе Благовещенске, где долг перед энергетиками на 1 июня составил 990 миллионов рублей, — обрисовал положение дел Дмитрий Михайлович, после чего последовали вопросы журналистов.
- Как неплатежи приморцев сказались на финансировании программы капремонта в крае, в том числе и Приморской ГРЭС?
- Уже с учетом повышения курса доллара и стоимости оборудования был разработан бизнес-план, согласно которому на ремонтную кампанию Приморья планировалось затратить 2 млрд рублей, что сегодня соизмеримо сумме долга за потребленное тепло и горячую воду, накопленного приморцами. Задолженность потребителей ЛуТЭКа составляет 38,3 млн рублей, из которых на долю населения приходится около 28,6 млн рублей. Если ситуация не улучшится, то в результате образовавшегося дефицита средств придется корректировать в том числе и программу подготовки энергопредприятий к зиме. Однозначно, что это коснется не только Приморской ГРЭС, так как рост неплатежей в целом влияет на возможность ДГК своевременно и полноценно проводить ремонтные кампании: вести замену оборудования, ремонт теплосетей, завоз топлива и т.д.
- На какой этап пришелся наибольший рост неплатежей потребителей ДГК, и с чем это связано?
- Однозначно, резкий скачок дебиторской задолженности произошёл в конце 2014 года, буквально через месяц-два после старта очередного финансового кризиса. Начались задержки оплаты среди юридических лиц. Многие некрупные предприятия закрылись, у других уменьшился объем выпускаемой продукции, подорожали кредиты, ряд банков отказал предоставлять такую услугу в принципе, денег в среднем и малом бизнесе стало меньше. По населению самый пик неплатежей также пришелся на декабрь прошлого года. Вы помните тот ажиотаж, который наблюдался во многих городах, когда люди скупали по старым ценам бытовую технику, товар брали в кредит. И уже в первом квартале этого года ситуация по погашению финансовых обязательств перед банками стала чрезвычайно сложной, многие даже пытались вернуть свои покупки назад. Все накопления были потрачены, людям стало не хватать средств на оплату коммунальных платежей.
- Почему к потребителям, имеющим небольшие долги в 2-3 тысячи рублей, сразу начинают применяться меры воздействия, а те, у кого задолженность исчисляется сотнями тысяч рублей, как не платили, так и не платят?
- Меры воздействия применяются ко всем категориям неплательщиков. Сначала они носят предупредительный характер. Потребителю напоминают, что у него есть долги перед энергетиками и их нужно погасить, предлагают рассрочки по платежам, проводят акции по списанию пени, рассказывают, какие могут быть применены санкции в случае неуплаты и роста задолженности — это и отключение от горячего водоснабжения, исковые заявления в суды, обращение в кредитные службы, аресты имущества, запрет на выезд за пределы России. Соглашусь, что есть такая категория неплательщиков, у которых нет ни денег, ни имущества, и их долги за тепло и горячую воду превысили 100 тысяч рублей. Но здесь уже вступают другие санкции — вплоть до выселения из квартиры. Это крайняя мера, но кроме как продать свою квартиру и переехать в более дешевое жилье, другого способа погасить долг у таких хронических неплательщиков нет. Правда, здесь есть определенные сложности, связанные с отсутствием резервного фонда у муниципалитетов для переселения такой категории граждан. Подобная практика уже была применена в поселке Лучегорск, в этом году работа по выселению за долги ведется в городах Хабаровск, Владивосток.
- Впервые в число неплательщиков попали муниципалитеты, как они это объясняют, и есть ли диалог с администрациями?
- Причина очень простая – в бюджете не хватает денег на оплату тепловой энергии. В должниках перед энергетиками числится даже Министерство обороны в Приморском крае, а также социально значимые учреждения и предприятия, финансируемые из средств муниципальных бюджетов. Диалог есть, но не везде. Администрацией Пожарского района предоставлен график погашения сформировавшейся задолженности до начала отопительного сезона, но нас он не устроил, и мы вынуждены требовать оплаты долга через суд. Знаю, что было обращение к власти Приморского края с целью оказания финансовой помощи району, но, к сожалению, пока этот вопрос не решен. Из-за больших долгов ДГК вынуждена отключить от ГВС несколько муниципальных учреждений в Приморском крае – это детские сады и школы. Во Владивостоке горячая вода не подавалась в несколько колледжей, в два городских медучреждения. Мера непопулярная, но для того чтобы воздействовать на неплательщиков, мы вынуждены пойти на это. Ведь недополученные средства за уже отпущенную тепловую энергию нам приходится компенсировать банковскими кредитами под высокие проценты. Эти средства мы направляем на ремонтную кампанию, которая уже идет. Отложить ее мы не можем, поскольку качественные ремонты – это необходимое условие для бесперебойной подачи тепла в период нашей долгой зимы.
Непростая ситуация сложилась с тепличными хозяйствами Приморья. Предприятие ООО «ДЭМ-Лазурное КСП» задолжало энергетикам за тепло и воду более 11 миллионов рублей. Учитывая специфику предприятия, ДГК долго шла навстречу хозяйству, но 3 июня, согласно действующему законодательству, энергетики отключили теплицы от горячего водоснабжения до полного погашения долга. Хочу отметить, что есть примеры, когда краевые власти помогают погасить задолженности предприятиям. Так произошло с теплицами в Благовещенске и с приморским КГУП «Восточное».
- Среди населения львиная доля неплатежей приходится на управляющие компании и ТСЖ, которые собирают с жильцов деньги, но вместе с тем копят и долги. Как быть в этой ситуации жителям МКД?
- Это, действительно, проблема. Случается, что, накопив долги, нерадивые «управляйки» в один прекрасный день банально самоликвидируются. Долги в этом случае остаются за компанией, но обеспечить их нечем – по документам за ней не остается ни средств, ни имущества. Могу порекомендовать только одно: потребителям следует переходить на прямые расчеты с нами. Во всяком случае, это решает вопрос текущих оплат – все деньги будут поступать куда надо. Есть, конечно, ситуации, когда управляющие компании и ТСЖ становятся нашими должниками не намеренно. Причина — плохой сбор средств, неурядицы внутри ТСЖ. В этом случае максимально стараемся отработать эти вопросы, где-то находим общий язык, и задолженность погашается. Там, где этого не происходит, применяются меры воздействия. Так, в июне предупредительные документы о введении ограничения на подачу горячего водоснабжения в связи с задолженностью получили управляющие компании и ТСЖ города Владивосток и Хабаровского края, имеющие наибольшую задолженность по теплу и горячей воде, и по которым отсутствует система её погашения. Если в установленный срок долги не будут оплачены, то подача горячего водоснабжения в ряде жилых домов будет прекращена. В итоге из-за недобросовестности управляющей организации пострадают все жители МКД, в том числе и те, кто своевременно вносит коммунальные платежи. И здесь люди уже должны спросить со своих жилищных компаний и ТСЖ, которые обязались обеспечить их коммунальными услугами: почему взятые ими деньги за использованный ресурс не перечислены в теплоснабжающую организацию, и дом остался без горячего водоснабжения.   
- Зависят ли суммы начислений за горячее и холодное водоснабжение от наличия приборов учета?
- Зависимость есть и простая. Если приборы учета стоят, и люди рационально используют тепловой ресурс, то коммунальная плата снижается по сравнению с нормативными начислениями в среднем на 20-50%. Есть примеры, когда тепло- и водосчетчики ставятся, а потребление ресурса растёт, так как граждане не обращают внимание, кто и сколько в доме льёт воду, куда «улетает» тепло. Хочу подчеркнуть, что прибор учета не экономит, а лишь показывает количество потребленного квартирой и домом воды и тепла. И если не закрывать краны, не устранять течи, не утеплять дом, не закрывать герметично окна и двери подъездов, то все коммунальные потери будут оплачивать потребители. К этому стоит добавить, что законодательством установлено: при отсутствии приборов учета потребители оплачивают коммунальные услуги по нормативу уже с учетом повышающего коэффициента, который каждые полгода только увеличивается. За год это приведет к росту платежей за коммунальные услуги на 50%.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

160