Меню
12+

Газета «Победа»

13.01.2016 10:34 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13006 от 12.01.2016 г.

Во смородиновом саду…

Автор: Ольга КОЗЛОВА.

Коллектив МОБУ СОШ № 5 с. Нагорное.

МОБУ СОШ № 5 с. Нагорное имеет классическо-школьный вид. Небольшая аллея, крыльцо и просторный двор, а рядом в пришкольном саду раскидистые смородиновые кусты — уже первого взгляда достаточно, чтобы понять — перед тобой альма-матер многих поколений. 

А работает в этой светлой и аккуратной школе замечательный коллектив под руководством О.Г. Животок. 30 декабря 2015 года исполнилось ровно 30 лет, как Ольга Геннадьевна была назначена директором образовательного учреждения. Десятилетия пролетели, словно один день, но все они были наполнены великим смыслом — воспитывать и обучать поколения юных нагорненцев. Опытный руководитель, как никто другой, понимает, что дети, заполняющие классы, — это главное богатство. Поэтому шумиха и хлопотливая кутерьма на переменах Ольге Геннадьевне только в радость.
На руководящем посту О.Г. Животок сменила ушедшего в мир иной Николая Сергеевича Кузюкова. В 1985 году И.М. Смолейчук, в то время заведующий роно, подписал приказ о назначении завуча исполняющим обязанности директора Нагорненской школы. С тех пор канун новогодних праздников для Ольги Геннадь-евны связан со значимой датой, символизирующей наступление нового жизненного этапа. А зарождение многолетнего профессионального пути начиналось в классах и коридорах совсем другой сельской школы — Пожарской. Жизнь свела с прекрасными учителями, которым хотелось подражать. Ольгу Геннадьевну учили педагоги, имена которых известны многим жителям Пожарского района, да и не только его. Первым учителем была Таисия Ивановна Француз, классным руководителем в средних и старших классах стала Валентина Митрофановна Асташова. Еще один яркий ориентир, освещающий выбранный путь, — Алексей Антонович Грищенко, без которого сложно было бы представить Пожарскую школу.
С самых ранних лет их ученица представляла себя только учителем и никем иным. Хорошо, что мама настояла не на техникуме, а на высшем учебном заведении, которое Ольга Геннадьевна окончила в 1982 году. Жребий распределения выпал на совершенно другой район, и могла бы молодая учительница английского языка и истории работать на ниве просвещения вдали от малой родины, если бы не вмешалась судьба в лице всё того же Ивана Моисеевича Смолейчука, человека, без сомнения, переживавшего за районное образование. Именно он подхватил выпускницу Уссурийского пединститута буквально на выходе из вуза.
- Помню, только вышла с распределения и встретила на автобусной остановке Ивана Моисеевича Смолейчука. Поздоровалась, а он мне говорит: «Ну что, в другой район едешь». Отвечаю, что так получилось, ничего слушать не хочет: «Я, — говорит, — сейчас еду во Владивосток, сделаю перераспределение, и ты вернешься в Пожарский район, мы тебе и квартиру дадим». Вот я, как законопослушный гражданин, и вернулась, а спустя некоторое время меня направили в Нагорное, — рассказывает Ольга Геннадьевна. — Помимо авторитета Ивана Моисеевича сыграло роль и то, что два моих однокурсника Игорь Новоградский и Сергей Калашников тоже возвратились на свою родину, один устроился в Федосьевскую школу, а другой в Игнатьевскую. Скажу, что это два талантливейших учителя, и с их уходом из педагогики образование района многое потеряло.
Надо сказать, что школа в с. Нагорное молодой учительнице уже была знакома по предыдущим трем месяцам практики, но то что вернется сюда уже дип-ломированным специалистом, мысли не возникало. Впрочем, всё складывалось вполне благополучно. Коллектив встретил замечательно, поддержал. Преподавателю, спустя некоторое время, дали благоустроенную квартиру в учительском доме, работа дала возможность для роста по карьерной лестнице. Жизнь налаживалась, хотя и была сопряжена с некоторыми трудностями. Погружение в воспитательно-образовательный процесс тоже проходил благополучно. Всегда удавалось разрешить все конфликты, если таковые возникали, найти общий язык с ученической средой. Ольга Геннадьевна с очень большой любовью отзывается о своих школьниках — и нынешних, и выпускниках. В разрез с общепринятым, часто довольно нелицеприятным мнением, она твердо заявляет, что современные дети несравнимо лучше предыдущих поколений, они более воспитанные и эрудированные. А вообще, советует опытный педагог, прежде чем сравнивать и делать выводы, надо вспомнить себя в детские и юношеские годы.
- Меня теперь больше волнует проблема родителей. В современных семьях очень часто принято «откупаться» от сынов и дочерей игрушками, компьютерами, деньгами, лишь бы они не отвлекали взрослых от своих хлопот. Это неправильный подход, ведь дети требуют к себе совершенно другого отношения — внимания и заботы. С учениками стараюсь общаться в форме диалога, когда обе стороны слышат друг друга. В то же время я не сторонник сюсюканья, ведь слабина и заискивание толку не дадут. Мы находимся в школе, и здесь существуют определенные требования к поведению и учащихся, и учителей. Каждый должен быть на своем месте, — отмечает директор.
Такова уж должность — директор причастен ко всему, что происходит в стенах его учебного заведения, поэтому и каждый выпуск, покидающий школьный двор, как твой собственный, выпестованный на протяжении многих лет. Сегодня самая большая беда сельского очага образования — ощутимое уменьшение количества учащихся. Если раньше были годы, когда в МОБУ СОШ № 5 обучались 218 человек, сегодня — лишь 68, причем состав учеников непропорционален. К примеру, сейчас в среднем звене очень мало девочек. В одном классе даже на восемь красавцев-мальчуганов приходится одна девочка. В старших классах ситуация создастся критическая, ведь под срывом окажется выпускной вальс. Просто беда, хоть приглашай городских барышень на школьные балы.
В небольших по численности классах дети получают почти индивидуальное образование, при этом хорошего качества, учитывая квалификацию преподавателей. «Сын говорит, из вашей школы можно сделать конфетку. И я с ним соглашаюсь», — замечает Ольга Геннадьевна. Под ее началом работает трудоспособный и талантливый коллектив, в котором каждый на своем месте, а многолетний трудовой опыт сочетается с креативностью молодых кадров. Ее коллеги по «иностранному цеху» тоже не уступают в знаниях. Сама О.Г. Животок в свое время выбрала отделение истории и иностранного языка, чтобы проверить свои силы и в чем-то перебороть себя. Собственно говоря, о сделанном выборе она не пожалела. Предмет интересный, постоянно развивающийся. Всегда были ребята, стремившиеся знать языки. Да и сами преподаватели находятся в постоянном процессе обучения, ведь учебные комплексы постоянно меняются.
- Раньше начинали с простейшего, а теперь детей сразу погружаем в языковые трудности. В связи с переходом на новые стандарты выпускаются довольно сложные учебники. Английский у нас преподается уже второклашкам, и в пятый класс дети должны прийти с хорошим багажом. Сейчас делается акцент на разговорное общение, правда, три классных часа в неделю для этого маловато, — поясняет Ольга Геннадьевна.
В последние годы иностранный язык только укрепил свое положение среди остальных школьных дисциплин. Разговорную часть даже ввели в структуру ЕГЭ, подчеркивая, что ребенок должен свободно изъясняться на английском. Многим абитуриентам этот предмет необходим при поступлении в вузы, куда поток не ослабевает уже более десяти лет. К слову сказать, выбор у молодежи самый разный. К примеру, одна из нагорненских выпускниц в этом году поступила в медицинский, двое стали студентками Школы педагогики ДВФУ (ранее — Уссурийский пединститут). У мальчиков в приоритете военно-морская карьера, некоторых прельщает героическая деятельность пожарных и спасателей МЧС. Но есть и те, кто выбрал более мирную стезю, поступив в сельскохозяйственный техникум. В любом случае, в школе с. Нагорное стараются ориентировать детей на востребованные профессии, помогая сделать правильный выбор. Ведь жизненные неудачи выпускников воспринимаются как свои личные, потому что в каждого ребенка вложен не только профессиональный труд, но и частица души.
По роду деятельности директору необходимо контролировать не только учебный процесс, но и хозяйственную деятельность учреждения. Учитывая нестабильное финансовое положение последних лет, решение текущих вопросов осуществляется с переменным успехом. Конечно, школьное здание 1979 года постройки стареет, поэтому с годами проблемы только добавляются. Решать насущные заботы помогают люди, принимающие участие в жизни школы. Хорошую помощь учреждению оказал В.С. Кирпичев в бытность депутатом Думы и руководителем депутатского корпуса, посодействовавший с выделением средств на замену окон и линолеума, оборудование теплого тамбура. Сегодня в первоочередных хозяйственных заботах руководителя — асфальтирование или бетонирование обветшавшего школьного двора, к которому примыкает тот самый тенистый сад. Кстати, когда Ольга Геннадьевна только начинала свою деятельность, деревьев возле школы еще не было, этот теперь, спустя столько лет, они образовали собой густую крону. Рядом со зданием расположен пришкольный участок, где выращиваются овощи и зелень. Кусты шиповника и смородины за школой дают такой богатый урожай, что морсы и компоты подаются в столовой в течение всего учебного года.
Славна школа, которой в 2013 году исполнилось ни много ни мало 100 лет, своими традициями. Одна из них — так называемая битва хоров. В этой музыкально-певческой баталии каждый класс представляет отдельный хор. Состязательное мероприятие в начале организовывалось для того, чтобы учащиеся выучили Гимн России. Результат так понравился и взрослым, и детям, что опыт решили продолжить. Весь следующий год был посвящен юбилею Победы, поэтому и изучаемый репертуар был скорректирован с учетом знаменательной даты. Выступление ребят до глубины души трогает душу, школьники так вдохновенны, так стараются. Ради этих моментов стоит жить и трудиться.
- Люблю свою профессию и счастлива тем, что занимаюсь любимым делом, просто не представляю, где бы я еще пригодилась. Нет, наверное, ни дня, когда бы не сходила в школу, и не важно, нахожусь ли в отпуске или выходной день на дворе. Люблю детей, и с годами это чувство становится только больше, — говорит         О.Г. Животок.
Педагогическая стезя занимает большую часть времени, но это не вся жизнь. Как педагога, директора и гражданина, Ольгу Геннадьевну интересует всё, чем живет наш район. Именно поэтому она уже много лет является председателем участковой избирательной комиссии, а также входит в состав Общественной палаты при районной Думе. Для О.Г. Животок такого рода деятельность — реальная возможность изменить ту или иную критическую ситуацию к лучшему. Да, сог-лашается она, изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, но если не делать ничего вообще, всё замрет окончательно. Много переживаний связано с дальнейшей судьбой родного села, численность которого уменьшается с каждым годом. Необходимо развитие, возрождение сельскохозяйственной отрасли, тогда Нагорное вновь обретет прежний смысл своего существования. Для нее самой это село давно стало вторым домом, и серьезных мыслей о том, чтобы его покинуть, никогда не возникало. Родовыми и семейными корнями привязан к Нагорному и ее супруг Виктор Андреевич Животок, который и поныне очень неравнодушен к своей малой родине. Вместе с сыном Сергеем он уже более 30 лет обеспечивает надежный тыл своей второй половины, и Ольга Геннадьевна это чувствует.  
Главные чаяния и пожелания директора Нагорненской школы связаны с детьми и коллективом. Хотелось бы, чтобы количество первых из года в год лишь возрастало, а в отношении вторых было бы не властно время. Отметим, что молодым педагогическим кадрам в этом учреждении рады всегда. Педагогика может стать для кого-то настоящим призванием и делом всей жизни. Нужно только сделать первый шаг на этом пути.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

142