Меню
12+

Газета «Победа»

19.07.2017 16:39 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13085 от 19.07.2017 г.

Три названия одного села…

Автор: Т. ЛУЧЕНИНОВА, глава Федосьевского сельского поселения.

Селу Бурлит в этом году исполняется 120 лет. Этот населенный пункт начал развиваться в связи со строительством второй очереди Уссурийской железной дороги, проектное название которого на начало строительства дороги — станция Неприглядная. Из сборника документов и материалов к 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги «Заветная мечта императора», напечатанный издательством «Дальнаука», подготовленные российским государственным историческим архивом Дальнего Востока, читаем: «К 1 февраля 1896 года на станции Неприглядной уложен разъездной путь. К 1 ноября 1896 года на станции Бочарово (Неприглядной) пассажирское здание окончено вчерне со службами, пассажирской платформой».

Участок будущей Транссибирской магистрали являл собой зрелище жалкое и неприглядное, видимо, поэтому первым названием села была станция Неприглядная.
Приказом начальника работ О.П. Вяземского о переименовании станций от 5 февраля 1897 года «Вследствие представления Приамурского генерал-губернатора и согласно докладу от 23 августа 1896 г. за № 6161, министр путей сообщения утвердил в наименовании станций и разъездов на Северо-Уссурийской линии прежнее название Неприглядная заменить новым — Бочарово». Новое название станция получила в честь инженера Николая Николаевича Бочарова — начальника седьмого строительного участка Уссурийской железной дороги.
Уже 1 июля 1897 года здесь были построены пассажирское здание, платформа и водонапорная башня. Строительство социальных объектов состоялось позже. Край, по которому проходила дорога, был мало заселён и отличался весьма «ковбойскими» нравами. Идти работать на железную дорогу малочисленное местное население поначалу категорически отказывалось. Для участия в строительстве дороги прибывали жители Центральной России и Украины. В первые годы условия для проживания были очень трудными, кругом стоял дремучий лес.
По железной дороге перевозили разнообразные грузы — европейские и азиатские товары (станки и оборудование, мануфактура, ткани, изысканный алкоголь). Их доставляли во Владивосток морским путем и далее — в Хабаровск. Кроме того, перевозили лес, речную и морскую рыбу, зерно, металлы, уголь.
Название станции Бочарово со временем стало создавать определённые трудности, так как на территории Амурской области возникла созвучная станция Бочкарёво (ныне — станция Белогорск). Поэтому в 1931 станция Бочарово была переименована в Бурлит. Это название объяснялось тем, что было дано по предложению железнодорожников. Так как когда служащие станции «гуляли» — все вокруг «бурлило». Люди считали, что жизнь бурлит. «В селе Бурлит жизнь бурлит-шумит», — шутили рабочие. С 1942 года станция стала называться Бурлит-Волочаевский.
Для многих жителей села Бурлит является малой родиной. Здесь они родились, росли, здесь трудились их родители. История села тесно переплетена с историей страны, богата легендарными, подчас драматическими событиями.
Большое потрясение на жителей села оказали события 1922 года. В феврале в боях за Приморье в районе между Бурлитом и Алчаном японцы расстреляли на путях пятерых бойцов Народно-революционной армии, а тела погибших сбросили под откос. Все погибшие оказались молодыми тридцатилетними разведчиками. Их тела были подобраны эскадроном красных кавалеристов и захоронены. В мае 1923 года останки перенесли в Федосьевку. Здесь, в центре села, состоялся митинг. С воинскими почестями тела захоронили в братской могиле, поставили памятник со звездой. Сельская молодёжь постоянно ухаживала за местом погребения. В 1950 году соорудили обелиск из смеси песка и цемента. Гранитный памятник, открытый после реставрации в 2015 году, свидетельствует о том, что похороненные герои живы в памяти людской. Памятник приобрел современный вид, хотя стиль и форма его были соблюдены. «Партизанам, расстрелянным японскими интервентами в 1922 году», гласит надпись на нём.
В героические страницы летописи Великой Отечественной войны бурлитовцы вписали замечательные строки. Воины, призванные из Бурлита, сражались с фашистами под Москвой и Ленинградом, на берегах Волги, на Курской дуге и с японскими захватчиками на Дальнем Востоке. Двадцать бурлитовцев пали на полях сражений. Их имена увековечены на памятнике в центре села Федосьевка.
В годы войны жители станции оказывали помощь фронту продуктами, теплой одеждой. Многие железнодорожники оставались в тылу, работая на станции.
Теперь трудно представить, что до конца 50-х прошлого века село освещалось только керосиновыми лампами. Когда подключили свет, жизнь стала веселее и разнообразнее. Но по-прежнему молодежь после просмотра фильмов в сельском клубе шла танцевать на мост до трёх, порою до четырех часов утра. Соревновались в задорных частушках, лихо отплясывая по деревянному мосту.
На берегу реки Бикин, что в нескольких километрах от села, был оборудован пирс, работала водокачка. По реке ходили баржи и почтовый катер. В 60-70-х годах Бурлит быстро развивался. В селе была семилетняя школа, медпункт, клуб с библиотекой и киноустановкой, баня, почта. Работали магазины, пекарня, железнодорожная станция, столовая, «орсовская» база леспромхоза, перевалбаза, где выгружались грузы для первостроителей Лучегорска и его строительства. С каждым годом жизнь в селе улучшалась.
В Бурлите создаются новые промышленные предприятия. В этот период создана лесобиржа, своего рода перевалочная база Лучегорского леспромхоза, построена леспромхозовская нефтебаза. На лесобирже разделывали древесину и отправляли составы, вагоны и платформы, груженные лесом, во все уголки нашей страны. Неплохие условия труда и отдыха, хорошие заработки привлекали селян. Трудились целыми семьями. Коллектив дорожил честью предприятия. Велика была в те годы роль профсоюза и партийной организации. Рабочие умели отлично работать и отлично отдыхать. Многие помнят выезды на реку Бикин, веселые конкурсы, активно проводимые мероприятия в честь работников леса. В столовой для рабочих готовили вкусные, аппетитные обеды. Там работали трудолюбивые и старательные повара.
Коллектив успевал оказывать шефскую помощь в заготовке сена совхозу «Ласточка». Одним из ведущих предприятий являлся Алчанский коопзверопромхоз. Он славился перевыполнением плана по заготовке мехового сырья, заготовке и переработке орехов, грибов, мёда, ягод, лекарственно-технического сырья (корни и листья элеутерококка, заготовка аралии, лимонника, березовых почек), черемши, папоротников «Орляк» и «Осмунд». По итогам работы в 1976 году зверопромхоз был представлен на конкурс Центросоюза на лучшее звероводческое охотничье хозяйство. Его лучшие охотники были участниками ВДНХ. И так же, как коллектив лесобиржи, в летнее время предприятие оказывало шефскую помощь совхозу в заготовке кормов на зиму.
Железнодорожная станция Бурлит, давшая последнее название селу, была востребованной. Здесь останавливались пассажирские поезда, отсюда отправлялись составы с лесом. Работал большой и дружный коллектив путейцев, дежурных, товарных кассиров, приёмосдатчиков груза. Здесь и сейчас четкая, отлаженная работа. Железная дорога по-прежнему обеспечивает бесперебойное движение составов. От Бурлита до Москвы время в пути составляет около шести суток в зависимости от поезда — обычный или скорый.
Большую роль играло Бурлитское лесничество. В нём был большой штат лесников и конюх. Заготавливали дрова для населения, сено (для госрезерва и собственных лошадей), в питомнике разводили саженцы ценных деревьев и обеспечивали уход за ними, делали отводы под лесозаготовки для населения и воинских частей.
В селе была семилетняя, а позже восьмилетняя школа. В ней работали опытные педагоги. Для школьников организовывали встречи с передовиками производства, которые рассказывали о работе, проводились пионерские сборы и классные часы. Ребята собирали металлолом и макулатуру, проводили ремонт наглядных пособий, мастерили игрушки для малышей. Действовали тимуровские отряды, которые окружали заботой престарелых жителей сел Бурлит и Федосьевка. Школьники носили дрова, воду, ходили в магазин за продуктами.
Работал клуб — гордость села. Он по-настоящему выполнял своё предназначение очага культуры. Была художественная самодеятельность, организовывались концерты, танцевальные вечера. В начале 70-х годов творческий коллектив «Бурлитские посиделки» был широко известен в районе и даже в крае. Действенную помощь оказывали населению фельдшеры Бурлитского медпункта.
Почти в каждом подворье было большое подсобное хозяйство — крупный рогатый скот, кролики, пчёлы. Трудной, напряженной, но счастливой жизнью жили жители села в то время.
Дорогие бурлитовцы! Вы заслужили уважение своим трудом, жизненной позицией, отзывчивостью к чужим бедам, готовностью прийти на помощь односельчанам. Вы любите свою малую родину и по праву гордитесь ею. Храните память о своих предках, помните историю своего села. Пусть оно каждому из вас будет самым милым и близким на Земле. Желаю всем большого счастья, искренней любви, всеобщих успехов и достижений, взаимного уважения и мирного неба!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

75