Меню
12+

Газета «Победа»

25.03.2019 10:31 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 24.03.2019 г.

У России - золотые косы…

Автор: Подготовила Елена КРИВОРУЧКО, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ №21 с. Светлогорье.

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым,
самым гениальным является
народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом,
сохранено, то, что народ пронес
через столетия».
М.И. Калинин.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа — общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Первые годы жизни ребёнка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Через литературные произведения мы знакомим детей с народными и былинными героями (Никита Кожемяко, Илья Муромец и др.). Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек-женщин-матерей.
В нашем детском саду ежегодно проводится много мероприятий по приобщению детей к русской народной культуре, привитию им любви к родному краю: «Неделя Приморского края», конкурс чтецов «У России косы золотые», «Неделя России», «Неделя тигра».
В саду создан мини-музей «Уссурийский тигр», где мы знакомим детей с природой Приморского края. Педагогами накоплен богатый материал по этой теме.
В группах имеются патриотические уголки. Дети наглядно знакомятся с историей России, государственной символикой, великими городами нашей страны, малой родиной, разно- образием природы нашей страны.
Знакомим детей и с малыми народами нашего края. Проводим праздники «Народ Удэге», «Осенины», «Новый год», «8 марта», «День защитников Отечества», «День Победы».

Чистый источник
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Это источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к труду своих родителей. А чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать желание видеть и понимать красоту окружающей жизни, узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
В нашем детском саду усилиями всего коллектива создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно увидеть настоящую прялку, русскую печь, народные игрушки. В «Избе» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Детям доставляет радость изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», «выковывать гвозди», выбирать «жениха» или «невесту», да еще сообща «свадьбу» играть!
Чтобы игра была интереснее и содержательнее, мы используем с детьми прибаутки, считалки, скороговорки. Подводим детей к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Помогаем усваивать правила гостеприимства, которыми славен русский народ, предлагаем детям пословицы и раскрываем их значение: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол». Часто НОД в «Избе» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.
Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя дошкольников с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, дети овладевают языком своего народа, его обычаями, получают первые представления о культуре своего народа.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов.
Народная игрушка — одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
В нашем детском саду декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Дети учатся лепить, выполнять аппликацию, расписывать игрушки. У детей развивается моторика рук, что очень влияет на работу головного мозга. А это залог будущих успехов в школе.

СЕМЬЯ
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. В уголках для родителей постоянно размещаем консультации, материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп, музыкального и физкультурного залов, участвуют в мероприятиях ДОУ, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
Главный смысл приобщения детей к русской народной культуре, широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками — это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей нацио-нальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируется гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забиЛ в период дошкольного детства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2