Меню
12+

Газета «Победа»

14.11.2012 15:04 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учат в школе

Пока ученики отдыхали на осенних каникулах, их педагоги сели за школьные парты.

На три дня учителя биологии и географии из Пожарского района стали обычными учащимися не совсем обычной школы, которая открылась в дни осенних каникул в экоцентре «Первоцвет». В чем ее особенность? В самом предмете познания. Им стала экология. Это в конце 90-х она преподавалась практически во всех школах Приморья, так как была введена в базисные общеобразовательные стандарты, но с 2004 года этот предмет стал необязательным, и на сегодняшний день только в 30% учебных заведений еще преподают экологию. Правда, есть в наших школах учителя-энтузиасты, которые, понимая всю важность этой науки, занимаются с детьми в кружках, участвуют с ними в научно-исследовательских проектах, проводят экоуроки и экологические конференции. Причем, не имея методик преподавания данного предмета, они сами разрабатывают учебные программы, опираясь на свои знания и опыт в этом вопросе.
Именно такие учителя и представляли основной состав слушателей выездной экологической школы-семинара, которую вели доценты и кандидаты биологических наук Приморского краевого института развития образования (ПИПКРО), совместно и при поддержке Амурского филиала Всемирного фонда охраны Дикой природы.
- Это не первый мой приезд в Пожарский район, — рассказывает заведующая кафедрой естественно-математического образования Елена Меделян. – Мне повезло, после окончания института, а это было в 1985 году, я попала на летнюю практику к Борису Константиновичу Шибневу. Это был удивительный человек, мудрый учитель, замечательный натуралист. Он учил нас наблюдать за природой, чувствовать ее, прислушиваться и присматриваться к каждой травиночке. Я провела на берегу реки Бикин незабываемое лето, помню музей Бориса Константиновича, его интереснейшие уроки.
Сегодня Елена Викторовна готова делиться уже своими знаниями и опытом. Предлагаемый специалистами ПИПКРО учебный материал — это не экологическая пропаганда, а новая модель экообразования. Во главе угла здесь стоит проблема.
- Экология, как предмет, даёт систему экологических знаний и формирует у человека экологическую грамотность. Но если мы говорим об экологических проблемах, то это уже касается взаи-моотношений человека и природы, именно проблемный подход позволяет объединить не только природоохранный и исследовательский компонент, реанимировать экологические знания, но и ввести культурологическую составляющую, — отмечает Елена Меделян.
Если говорить в масштабах Приморья, то это уже 17-ая выездная экологическая школа, и впервые она проводилась в Пожарском районе. Обучение в ней учителя пройдут в два этапа – на осенних и весенних каникулах. Первый курс уже завершился. За три дня педагоги не только прослушали интересные лекции о биологическом разнообразии Приморского края, природных богатствах Пожарского района и роли общественных организаций в природоохранной деятельности, но и на практике освоили методы исследования природных социумов и экосистем, интерактивные формы природоохранной работы в школах, изучили мотивации и технологии группового взаимодействия.
- Сегодня школьнику уже не отводится роль пассивного наблюдателя, он должен стать активным участником процесса познания. Сопричастность – это важная составляющая в экообразовании, — убеждены специалисты Амурского филиала WWF России.
Данная общественная организация ведет не только большую работу по сохранению природы Приморского края и Дальнего Востока, но и занимается экологическим воспитанием подрастающего поколения, активно сотрудничая в этом направлении с краевым департаментом образования и науки, районными органами власти и школами. По мнению старшего координатора по особо охраняемым природным территориям Светланы Титовой, сохранить уникальные природные уголки нельзя без участия местного населения. Пример тому — многолетняя борьба за кедрово-широколиственные леса бассейна реки Бикин, которая завершилась победой для экологов и жителей Пожарского района. Вместе с радостной вестью Светлана Ивановна привезла в дар школам книги о природе родного края и учебные пособия по экообразованию.
Итогом трехдневного семинара стала защита экологических проектов, которые учителя самостоятельно разработали в своих учебных группах. Полученные знания и навыки педагоги постараются внедрить в своих школах, вовлекая в исследовательскую и природоохранную деятельность не только учеников, но и их родителей, местное население. Тем более, что лучшие природоохранные идеи, которые дети готовы воплотить на своей территории, будут финансово поддержаны Амурским филиалом WWF России.

Марина ЛИФАНОВА.

 


Раиса Пономаренко, учитель биологии и химии школы № 12 с. Федосьевка: Посещала экологическую школу с большой радостью. Тема не просто интересная, она жизненная и трогательная. Нельзя, живя рядом с природой, смотреть со стороны, как ее губят. Нужно вести просветительскую работу в школах, самому участвовать и показывать детям и взрослым то негативное, что может сгубить нашу русскую Амазонку.
Появилась надежда, что у нас есть еще возможность что-то сохранить. Но лесозаготовители медленно движутся к Бикину, нельзя допустить, чтобы рубились леса вдоль ее притоков, это нанесет серьезный урон экосистеме реки. Плохо, что в школах не преподают экологию, нет таких учебников, нет правдивой информации, что происходит с нашими лесными богатствами. И такие встречи очень важны для нас.
Сегодня, к примеру, был развеян очередной миф, который создали китайцы, чтобы убивать уссурийского тигра. Оказывается, уже доказано, что продукция из этого редкого хищника не представляет никакой лечебной ценности для человека.
Мадинат Рогова, учитель географии с. Красный Яр: Той информации, которую нам дали сотрудники WWF и специалисты ПИПКРО, нет ни в одном школьном учебнике. Поэтому она дорогого стоит. Я сама географ, человек бродячей души. Тайга, реки, горы – это мои стихии.
Но когда три года назад я впервые увидела Бикин, эти нетронутые девственные леса, бескрайнее море тайги, я ощутила чувство гордости, что на нашей Земле есть еще такое удивительное место. До этого жила в Тернее и воочию видела последствия нещадных вырубок, в Красноармейском районе пролетала над обугленными сопками и наблюдала, как огромное пожарище уничтожило тайгу на десятки километров.
Я полна радости, что там, наверху, наконец, поняли, насколько важна для всего человечества река Бикин. Принятые на уровне правительства решения по сохранению кедрово-широколиственных лесов — это победа WWF России, жителей Красного Яра и населения Пожарского района. Думаю, что в рамках такого огромного государства это малозначительное событие, но мы знаем, сколько здесь, на месте, пришлось приложить сил, чтобы вырвать этот клочок земли из цепких рук лесопромышленника. Леса Бикина — это дом для малочисленного коренного народа, и они понимают, как важно все это сохранить.
К сожалению, практически не осталось носителей удэгейской культуры, потерян старый уклад жизни. Дети ходят в школу, когда родители идут на охоту, и взрослые уже не могут передать им традиции охотопользования. Но желание возвратиться к родным истокам у молодого поколения есть. И пусть не в полной мере, но оно осуществляется. Сегодня дети изу- чают удэгейский язык, обычаи своего народа. Школьниками Красного Яра реализуется проект по созданию этноэкологической тропы, где каждая остановка будет привязана к культуре их малого народа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24