Меню
12+

Газета «Победа»

27.03.2013 13:48 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Частный бизнес: что дальше?

Сегодня о своем будущем с тревогой задумываются предприниматели по всей стране. Чего ожидать, если в отношении частного бизнеса продолжится политика ужесточения. Кто-то из индивидуальных предпринимателей находит решение проблемы быстро и кардинально, закрывая свои предприятия и производства.

С увеличением страховых взносов и ужесточением других требований только с декабря 2012 по январь 2013 года свою деятельность прекратили 208 тысяч российских предпринимателей. Неужели и наш район ждет незавидная участь, негативные последствия которой не замедлят сказаться на всей общественной инфраструктуре.

Участники «круглого стола», прошедшего в малом зале Дворца культуры, собрались вместе не просто поговорить о наболевшем, а определить направления, которые помогут не только сохранить бизнес, но и придать новый импульс для его последующего развития. Повестку встречи венчала главная тема «О перспективах развития малого и среднего предпринимательства». И, наверное, каждому из присутствующих, подводя итоги общения, хотелось бы найти ответ на заданный вопрос.
Пожалуй, впервые в одном зале собрались представители районной исполнительной и законодательной власти, частного бизнеса, властных и общественных структур краевого уровня. Познакомиться с чужим опытом, негативным или, наоборот, позитивным, решили и наши соседи из Бикинского района. По приглашению главы района и председателя Совета предпринимателей Пожарского района в Лучегорск приехала Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Это, кстати, первая территория, которую она посетила в новом статусе. Также в работе «круглого стола» приняли участие Ю.В. Пак, председатель Общественного совета предпринимателей Приморского края, Н.Н. Безух, председатель совета предпринимателей Лесозаводского городского округа.
Как отметила в своем докладе Л.В. Голоха, начальник управления экономики и социального развития, в районе насчитывается более тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет почти 80% от общего количества хозяйствующих субъектов. В малом бизнесе заняты более пяти тысяч человек. Любовь Валентиновна обрисовала общую картину состояния районного бизнеса, упомянув и о положительной динамике, наблюдающейся в пос-ледние годы, и о негативных тенденциях дня сегодняшнего. В частности, количество предпринимателей увеличилось на 12%, работающих — в 1,5 раза. Однако, по данным налоговой службы, в текущем году наблюдается сокращение количества индивидуальных предприятий. Между тем терять этот сектор экономики нам никак нельзя, ведь частные услуги, производство продукции, торговля составляют почти 40% ВВП района по базовым отраслям экономики.
- Для администрации поддержка предпринимателей является приоритетным направлением, — акцентировала Л.В. Голоха. — С 2009 года в районе, Лучегорском городском и Светлогорском сельском поселениях действуют программы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. За четыре года средства из бюджета направлялись на поддержку предприятий, предоставляющих услуги общественного питания, ЖКХ, бытового обслуживания, занимающихся перевозками, сельским хозяйством, производящих пищевые продукты, строительные материалы. Положительные результаты от финансовой поддержки есть. За несколько лет было создано около 250 новых рабочих мест, удалось сохранить более 800 рабочих мест на действующих предприятиях.
Но при всем желании, подытожила свой доклад начальник управления экономики и социального развития, местная власть не в силах решать все проблемы. Общее повышение страховых взносов с 1 января 2011 года и повышение фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 года, несвоевременное субсидирование сельхозпроизводителей, высокие кредитные ставки на развитие малого и среднего бизнеса, высокая кадастровая стоимость земельных участков – это все вопросы, связанные с федеральным законодательством.
И все понимают, что суровое законодательство вынуждает лавировать среди законов и правил, оставлять значительную часть бизнеса в тени. В то же время на предпринимательский потенциал сегодня район возлагает особую надежду, как на практически последний источник экономического развития территории. Моноэкономика района, представленная лишь двумя крупными предприятиями, обязывает искать бизнес-альтернативы. Вот такой замкнутый круг получается.
То, что живется нашим бизнесменам несладко, показало анкетирование по вопросам организации и ведения частного бизнеса в районе, которое проводилось по инициативе Общественной палаты. В опросе приняли участие чуть более 70 человек. Большинство, как выяснилось, не удовлетворено развитием бизнеса в районе. Многие указали на несовершенство законодательства на всех уровнях власти, сложность системы налогообложения и отчетности. 36 предпринимателей отметили, как трудно получить в долгосрочную аренду землю, а также издержки недоб-росовестной конкуренции и ущерб от деятельности приезжих бизнесменов.
Собственно, именно проанализированные итоги анкетирования и стали главным толчком организации «круглого стола». Услышать друг друга и помочь не просто советом, а практическим делом – вот главная цель мероприятия, ведь основной вывод изучения общественного мнения плачевный: бизнес-сообщество не в силах самостоятельно бороться со своими проблемами.

От общей тенденции к частному случаю

Понятно, что предпринимателей района беспокоят в целом те же проблемы, которые актуальны и в других российских регионах. Но когда они касаются тебя и твоих коллег, кажется, что все невзгоды сваливаются с удвоенной силой. Е.Ю. Железняк, директор ООО «Глория» и член Общественной палаты, повела речь о хорошо знакомой ей отрасли – о бытовом обслуживании населения. За десятилетия сфере услуг пришлось отразить немало реформаторских штормов, однако такой тяжелой обстановки, которая сложилась сейчас, по словам Екатерины Юрьевны, еще никогда не было.
- Непомерные поборы в виде страховых взносов, отмена единого социального налога, с которым мы столько лет жили стабильно, – всё это сказывается на нашей деятельности негативно. Поймите, 34% страховых взносов — это непомерная сумма для нас. Вторая проблема не менее актуальна. У нашей отрасли нет своего министерства. И, по сути, мы сегодня работаем кустарно. Ремесленничеству не посвящено ни одного закона. Всё громче заявляет о себе нехватка квалифицированных кадров, — озвучила неутешительные факты Е.Ю. Железняк. – Сложившиеся условия красноречиво заявляют о том, что необходимо поддержать Ремесленную палату России, которая уже разработала законопроект о ремесленничестве, где освещены самые разнообразные направления нашей работы. Добавлю, что если жизнь заставит, работники бытового обслуживания не пойдут на площадь, не будут бастовать, они просто уйдут в тень. И это будет вынужденная мера.
Для местных предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве, актуален вопрос несвоевременного и неполного субсидирования. А.А. Шиш, глава крестьянско-фермерского хозяйства, отметил, что финансирование из бюджетов разных уровней насущных забот крестьянства, конечно же, является хорошим подспорьем в нелегких трудовых буднях. Но подводят сроки выплат субсидий. Деньги фермерам необходимы весной, а по факту до получателя они доходят только к Новому году. Андрей Шиш озвучил и еще одну проблему, решение которой в районе затянулось. Значительная часть распределенных земельных паев, не затребованных законными владельцами или их наследниками, превратилась со временем в залежные земли. И что самое удручающее — законодательные и нормативные препоны перекрывают кислород сельхозпроизводителям.
- На сегодня из пайщиков, наверное, процентов 35 уже ушли в мир иной. Наследники не заявляют о своих правах на получение паев. В итоге эти наделы снова повисли в воздухе – хозяева не объявились, но и оформить их предпринимателю невозможно. В то же время законодательство четко определяет: не востребованная в течение трех лет земля должна перейти в собственность государства. Но эта статья нигде не выполняется. Мы неоднократно обсуждали эту проблему, пытались действовать. Но воз и ныне там, — заметил Андрей Шиш. – А ведь распаханная и приносящая плоды земля – это большой налоговый или арендный потенциал, т.е. доход в бюджет поселений.
Немало нареканий прозвучало в адрес работы межрайонной ИФНС. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с межрайонной налоговой инспекцией затрудняется реорганизационными изменениями, происходящими со службой, в результате которого большую часть вопросов приходится решать в Дальнереченске. От удаленности возникают проблемы со счетами, путаница по налогам, несуществующие задолженности. А.В. Родионов, старший государственный инспектор отдела выездных налоговых проверок межрайонной инспекции ФНС № 2 по Приморскому краю, сообщил, что в апреле запланирован семинар. И его организаторы постараются дать исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие у предпринимателей к налоговой инспекции.
С.П. Мельник, директор ООО «ЛТВ», рассказал о трудностях предоставления информационных услуг. Телевидение — довольно специфический и затратный вид бизнеса, требующий беспрерывного технологического оснащения и повышения квалификации кадров. Все 24 года существования ЛТВ работало на принципах самоокупаемости. Но настало время, когда и этому предприятию потребовалась помощь извне, уж слишком высоки предъявляемые требования. Поэтому предприниматель попросил отразить в итоговом протоколе необходимость поддержки средств массовой информации.
Еще один значительный пласт проблем связан с кадастровой стоимостью земли и условиями предоставления в долгосрочную аренду участков. По словам О.П. Рачева, председателя сообщества представителей малого и среднего бизнеса в Пожарском районе, предприниматели нуждаются во взаимодействии и помощи администрации для решения данных вопросов. Практика предоставления в аренду земельных участков лишь на год неудобна и малорациональна для частников. Между тем район своим решением может увеличить этот срок хотя бы до пяти лет.
И.Е. Горшунов, начальник отдела архитектуры и градостроительства, пояснил, что практически все объекты, связанные с торговлей, в частности, киоски, павильоны, ларьки являются временными постройками. При заключении договора более чем на год, предусматривается постановка на кадастровый учет. А это дополнительная и ненужная трата предпринимательского времени и средств. К тому же все объекты расположены на территории общего пользования и в связи с этим они не подлежат приватизации. Но, как заметила М.А. Шемилина, данный вопрос можно решить на местном уровне, определив нормативным актом более длительный срок. Тогда у индивидуального предпринимателя появится выбор, на каких условиях арендовать участок. А в договоре можно предусмотреть все нюансы, права и обязанности. В.В. Синицын, глава Пожарского муниципального района, пояснил, что для продления договора аренды предпринимателю достаточно написать заявление, в чем проблемы особой нет. Однако Владимир Виталь-евич согласился рассмотреть на Думе нормативно-правовые поправки в действующий порядок.
Предприниматель С.Н. Замураев озвучил вопрос подключения предприятий к энергосистемам. Ситуация выглядит абсурдно. Выполняя технические условия, частник делает вклад в развитие энергетического хозяйства, а потом энергетики ставят сети на свой баланс и начинают брать плату за обслуживание. М.А. Шемилина подсказала докладчику, что краевая программа развития малого и среднего предпринимательства предусматривает в качестве одного из видов поддержки субсидирование затрат на подключение к технологическим сетям, в том числе и электрическим, а также на энергосберегающие мероприятия.
В конце встречи уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае отметила, что повышению эффективности, формированию законодательной базы должна способствовать активность бизнес-сообщества. Многие вопросы можно попытаться решить на местном уровне. К примеру, путем снижения коэффициентов смягчить последствия глобальной проблемы высокой кадастровой стоимос- ти земли. Хотя, отметим, сделать это без ущерба районному бюджету будет не так просто.
Как отметил В.С. Кирпичев, председатель Думы Пожарского муниципального района, итоги работы «круглого стола» будут обсуждены на ближайшем заседании депутатов. А сама резолюция со всеми замечаниями и тезисами пойдет в вышестоящие инстанции.

Ольга КОЗЛОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17