Меню
12+

Газета «Победа»

07.08.2013 11:14 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Труженики стальных магистралей

При фразе «железная дорога» обычно в простом человеческом сознании возникают картинки: стоящие на перронах люди, уходящие вдаль по железной нити вагоны, отбивающие особый неповторимый ритм движения поезда стальные колеса. Но для немногих «посвященных» железная дорога нечто большее. Это их судьба. Кто-то ее выбирал сам, а кого-то выбирала она…

Как и многие другие профессии, железнодорожник – это симбиоз различных специальностей. Чтобы завести железный механизм и заставить его двигаться по заданному маршруту, нужны не только машинисты локомотивов и электровозов, но и слесари, путейцы, стрелочники, диспетчеры, работники депо, станций – всех не перечислить. Но есть в этой железной спайке особый сплав, имя которому — шахтер-железнодорожник. В Лучегорске — поселке угольщиков и энергетиков он «выливался» и «закалялся» более трех десятилетий. 
Выписка из праздничного приказа: «28 декабря 1973 года государственной комиссией в Минуглепроме был утвержден акт о приемке в эксплуатацию Лучегорского угольного разреза, в состав которого входил железнодорожный цех. В мае 1974 года запущены в эксплуатацию локомотивное и вагонное депо. Протяженность железнодорожных путей в то время составляла около 20 км. Локомотивный парк представляли 12 тепловозов, вагонный парк — 145 полувагонов. Движение тепловозов осуществлялось единственной станцией и двумя блок-постами. В 1981 году на базе железнодорожного цеха создано погрузочно-транспортное управление, переименованное впоследствии в управление железнодорожного транспорта. На сегодняшний день в состав УЖТ входят технический отдел, служба подвижного сос-тава, служба эксплуатации, локомотивное и вагонное депо, горно-транспортный участок, служба сигнализации, централизации, блокировки и связи, энергомеханический учас-ток. УЖТ филиала «Лучегорский угольный разрез» эксплуатирует 157 км железнодорожного пути, 11 ж/д станций и семь стрелочных постов, ежедневно на линии работают свыше 20 локомотивов, общая численность коллектива достигает 800 работников…»
Сегодня железнодорожные пути, словно транспортные артерии, соединяют воедино города и страны. Магистрали Лучегорского угольного разреза намного короче, но и по их стальным путям, благодаря самоотверженному труду железнодорожников, курсируют поезда, связывая и объединяя цеха Приморской ГРЭС и участки филиала «ЛУР», доставляя «черное золото» для выработки электроэнергии и тепла.
Выписка из праздничного приказа: «Коллектив УЖТ надежно обеспечивает растущие потребности филиала «ЛУР» в транспортировании горной массы на отвалы горных участков. Единая технологическая схема работы филиала «ЛУР» позволила железнодорожникам УЖТ за шесть месяцев текущего года перевезти филиалу «ЛуТЭК» 2 миллиона 35 тонн угля, что на 73 тыс. тонн выше показателей 2012 года. Общий объём транспортировки грузов железнодорожным транспортом составил 20,2 млн тонн, что на 2,6 млн тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Свою работу коллектив управления железнодорожного транспорта филиала «ЛУР» строит на принципе профессионального изыскания возможностей наиболее рационального решения вопросов по транспортировке угля и вскрышных наносов, организации выполнения производственных, социальных и других программ...»
Слова благодарности от руководства района, поселка, предприятия, своих коллег — шахтеров и энергетиков, музыкальные подарки от работников Дворца культуры, лучегорские железнодорожники и их семьи принимают по традиции накануне своего профессионального праздника. В торжес-твенной обстановке 2 августа в большом зале Дворца культуры будут названы лучшие работники управления железнодорожным транспортом филиала «ЛУР». Их успехи в труде, конкретный вклад в выполнение производственных показателей в обеспечение надежной и устойчивой работы предприятия отмечены наградами. Нагрудный знак «Шахтерская Слава 3 степени» вручен машинисту тепловоза службы подвижного состава Константину Сандоромовичу Мусаеву. Почетными грамотами ОАО «ДГК» награждены В.М. Козак, Н.Л. Шибнев, Н.А. Микуть, С.В. Лупашко, О.В. Назарова, А.А. Верхотуров, В.А. Калошин, А.П. Кожаева. Лучшие шахтеры-железнодорожники Н.В. Сухова, С.В. Тарасенко, Н.Г. Кочетова, С.И. Бурлаков занесены на Доску почета филиала «ЛУР». Еще 27 работников УЖТ отмечены руководством Лучегорского угольного разреза Почетными грамотами и Благодарностями. Со славными тружениками стальных магистралей накануне профессионального праздника встретились и журналисты районной газеты «Победа».

У каждого предприятия есть проблемы, которые приходится решать как руководящему соста-ву, так и всему коллективу. В основном производственные трудности подразделяются на две группы – это каждодневные вопросы, связанные со спецификой учреждения, выполнением плановых показателей, соблюдением рабочего режима, и проблемы долгосрочные, к примеру, кадровые и финансовые, зависящие, в том числе, и от пути развития головного предприятия, региона и страны в целом. Управление железнодорожного транспорта филиала «ЛУР» ОАО «ДГК» не исключение. Снижение объемов добычи угля и вскрыши на Лучегорском угольном разрезе привело к сокращению тепловозного парка, количества ж/д станций и численности работников УЖТ. Практически у всех локомотивов подходит к пределу полезный срок эксплуатации, но приобретение новых стальных машин остается пока только мечтой. За пять лет технический парк пополнился только 34-ю думпкарами. Чтобы средств хватило на поддержание бесперебойного производственного процесса, оптимизируются непроизводительные расходы, своими силами сегодня решаются вопросы и кад-рового воспитания. Но в силу своей непростой профессии преодолевать трудности лучегорские шахтеры-железнодорожники умеют, в будущее смотрят с оптимизмом: главное, говорят, чтобы горняки давали объемы угля и вскрыши, а уж погрузить и доставить их на Приморскую ГРЭС они смогут. К любой проблеме железнодорожники подходят творчески и сообща, а русская смекалка и добрый юмор только помогают им в этом.


- Главная наша гордость – это люди. Мы ценим свои кадры, — признается главный инженер УЖТ Владимир Козак. — Несмотря на то, что заинтересовывать молодежь стало сложнее (жилье не предоставляется, сравнялась зарплата по отрасли с другими регионами страны), перспективы есть. Это и стабильность в зарплате, и участие в социальных программах. Отработав пять лет на нашем предприятии, многие молодые специалисты приобрели свое жилье. Сложнее обстоит дело со среднетехническими кадрами. Это связано с закрытием в нашем регионе ряда профтехучилищ, которые готовили помощников машинистов локомотивов, слесарей подвижного состава. Сегодня разрезоуправлению приходится учить и воспитывать нужных специалистов на месте. В учебный класс приходят работники и с других производственных участков. После стажировки и сдачи квалификационных экзаменов, начинается их трудовая вахта на железной дороге.

А мастерство, как известно, приходит с опытом. Сам Владимир Михайлович свою 22-летнюю трудовую деятельность на родном предприятии начинал с дежурного по ж/д станции. Говорит – это сердце железной дороги. Но чтобы оно билось, нужна слаженная работа всех производственных служб. 
● ● ●
…Уазик несет нас по шоссе в сторону Хабаровска, за окном мелькают трубы флагмана энергетики — Приморской ГРЭС. Здесь в стальных котлах тонны добытого горняками и доставленного железнодорожниками «черного золота» превращаются в киловатты и гигакалории. Остается позади Лучегорск, но просторы угольного разреза им не ограничиваются. Поворот налево. Несколько километров по размытой дождем дороге выводят нас к рельсам. Станция Северная. Начало смены. Три локомотива с груженными породой думпкарами ждут сигнала к отправке. У меня есть несколько минут, чтобы найти «четверку» и задать свои вопросы машинисту тепловоза Владимиру Калошину. Взявшись за поручни пропахшего мазутом локомотива, взбираюсь вверх и оказываюсь в небольшой, но по-домашнему уютной кабине.
- На железной дороге уже 29 лет, из них 12 работаю в Лучегорском угольном разрезе. До этого трудился в городе Бикин машинистом на грузовых тепловозах, но с электрификацией РЖД их время прошло, — грустно улыбается Владимир Александрович. — Сейчас временно несу вахту на «четверке», моя родная «тридцатка» стоит на ремонте. Главное в нашей работе – исполнительность, взаимопонимание и ответственность, ведь, как говорят старшие наши товарищи, инструкции по технике безопасности писаны кровью. Все беды начинаются с маленьких нарушений. Скорость по железнодорожному полотну не должна превышать 15 км в час, ведь чтобы пройти сложный маршрут, особенно в такую дождливую погоду, приходится постоянно совершать маневры, следить за колеей, подавать своевременные сигналы. На машинисте лежит безопасность движения локомотивосостава, но не меньше ответственность и у напарника. Пока стоим, он измеряет уровень масла, проверяет техническое состояние тепловоза и думпкаров, в пути мы в четыре глаза следим за сигналами светофора, слушаем регулярные инструкции дежурного по станции.
Тепловоз с полными «закромами» вскрышной породы, получив зеленый свет, двинулся к отвалам, чтобы уже через час снова встать под загрузку. Восемь думпкаров способны вместить более 300 кубических метров породы. В день локомотивосостав совершает по пять «походов» туда и обратно. За это его и проз-вали ласково — «вертушка». 
- Наша задача очень важна, ведь почти 70% всей вскрыши обеспечиваем мы, железнодорожники. Без нее наш бурый уголек не добудешь, — оптимистически заявляет машинист «четверки». – В земле «черного золота» еще много. Главное, хочется пожелать, чтобы росли объемы выработки, стабильно работала наша кормилица — Приморская ГРЭС. И, конечно, новых тепловозов! 
● ● ●
...На часах 10.00. «Вертушки» отправлены кто под погрузку, кто на отвалы, и свободная минутка находится у дежурной поста электрической централизации станции «Экипировочная» Ольги Назаровой. 
- После селекторного наряда начинается самое интересное – движение, — рассказывает Ольга Вячеславовна. — Локомотивосоставы будут приходить на технический осмотр. Если выявится «больной», производятся маневры. «Вертушка» идет на свободный путь, предусмотренный для замены «больного» думпкара на «здоровый». Бывает, что в число «пациентов» попадает и локомотив. 
Рабочее место дежурного – за пультом-табло, своими размерами очень схожим со школьной доской. Пользуясь кнопками, женщина, не выходя из помещения, управляет сигналами и стрелками, что находятся на железнодорожных линиях. Рядом телефонная и парковая связь, журналы, куда она записывает диспетчерские распоряжения, заданные маршруты, время погрузки-выгрузки. Все подразделения, связанные с движением и обслуживанием поездов и путей, подчиняются «движенцу», — так называют дежурных по станции. 
- На нашей работе нужна внимательность и бдительность, так как она связана с безопасностью движения, — уверенно заявляет молодая женщина. — Отработав пять лет в этой должности, я все равно испытываю волнение, когда нажимаю кнопку централизованного перевода стрелок. И хотя рядом постоянно находится специалист, следящий за этим оборудованием, переживаю, все ли исправно.
Ошибки в работе «постовых регулировщиков» недопустимы. Когда в подчинении у женщин сильный пол, нужен боевой характер и твердая воля. А еще требовательность, умение анализировать ситуацию и принимать оптимально верное решение, чтобы и «вертушки», и ремонтники не простаивали, и путейцы успевали осматривать рельсы. К профессиональным качествам можно отнести и доброжелательность, общительность, отзывчивость.
- У меня много помощников, — делится дежурная по станции. — Со мной в смене работают старший поездной диспетчер Екатерина Георгиевна Котикова, бригадир пути Владимир Владимирович Майборода, оператор Инна Александровна Яроцкая, начальник станции Галина Гавриловна Казакова. Мастеру технического осмотра Алексею Павловичу Григоренко отдельное спасибо, он помогает нам, женщинам, создать на рабочем месте красоту и уют. По нашему эскизу он сделал замечательную полочку для цветов.
● ● ●
...Станция Южная. Меня встречает исполняющий обязанности мастера службы локомотивного депо Сергей Лупашко, ему чуть больше двадцати. В подчинении у молодого специалиста опытные слесари по ремонту подвижного состава. 
- Моя задача — выдать рабочим наряд, сделать осмотр прибывших локомотивов, на месте устранить мелкую неисправность или отправить его в депо на ремонт. Вам обязательно нужно туда съездить, чтобы увидеть все своими глазами, — советует Сергей Викторович. 
Закончив местное ПУ и получив специальность автомеханика, молодой человек остановил свой выбор на железной дороге, где трудится машинистом его отец.
- Так получилось, тепловозы – это тоже большие машины, — кратко комментирует свой выбор мастер. – Проходил практику в бригаде Сергея Васильевича Тарасенко. Дружный, работоспособный коллектив, после армии захотелось снова в него вернуться, закончил техникум по специальности, про будущее пока не загадываю, там будет видно. 
● ● ●
...Словно следуя совету молодого мастера, уазик делает свою последнюю остановку перед стальными дверями с табличкой «Локомотивное депо». Мой путь лежит через огромное гаражное отделение с рельсами, на которых своей очереди «к врачу» ждут молчаливые стальные «пациенты». Их шесть. Возле одного собрались мастера, что-то обсуждают, советуются. Открываю дверь в конце коридора и попадаю в уютное помещение, где все полки и небольшое окно заставлены комнатными растениями. За одним из столов склонилась женщина.
- Слесарь по ремонту электрооборудования Наталья Микуть, — улыбается специалист, видя мое удивление. – Да-да, не думала-не гадала, что в электрики попаду. Судьба сама выбрала мне специальность. Мои папа и мама учителя, поэтому и я поступала в педагогический на исторический факультет, но недобрала полбалла. Вернулась к родителям на север, где и устроилась на радиоузел электромонтером. Затем закончила электромеханический факультет Красноярского политехнического института, вышла замуж, с мужем приехала в Лучегорск. Устроилась в специализированное управление по наладке электротехнического оборудования. Планов было много — на Приморской ГРЭС предполагалось запус-тить 14 энергоблоков. Но грянула перестройка, нашу группу расформировали, и вот уже 22 года я работаю в этом цехе.
Плато управления на тепловоз для поддержания постоянного напряжения, с которым работает женщина, чуть больше спичечного коробка. Диоды, резисторы, конденсаторы, транзисторы – за этими названиями кроется движение тока.
- Пошел ток, открылся элементик, сработало оборудование, — поясняет Наталья Анатольевна. — Как сказал один мудрый человек, это нервная система машины, не будь электричества, наш тепловоз был бы грудой металла. 
Под рукой у слесаря-электрика ее помощники. Это стенд для ремонта и испытания электрооборудования и электроаппаратов, регулятор напряжения. А еще четыре исписанных потертых блокнотика, в которые она нет-нет да и заглядывает.
- У меня был замечательный наставник — Михаил Степанович Кургак. Он всегда повторял: «Записывай!», — рассказывает Наталья Микуть. – Он электрик от Бога, чувствовал электричество, интуитивно находил поломку, учил нас работать со схемами. 
Переняла у своего учителя Наталья и особый подход к работе. Кропотливость, внимательность к мелким деталям воспитывались годами. Если что-то не получается, откладывает оборудование в сторону, зная, что решение скоро найдется, ведь мысли продолжают работать, даже если руки заняты другим делом. Кстати, в свободное время женщина тоже любит перебирать мелкие детали, правда, это уже не электроды и диоды, а обычная фасоль или кофейное зерно. Наталья Анатольевна создает настоящие рукотворные шедевры, о которых вы можете прочитать в этом же выпуске газеты. 
- Наша работа больше индивидуальная, — считает слесарь-электрик, — но когда нужно для общего дела решить важную задачу, включается коллективный ра-зум. И это здорово! Чем еще мне нравится моя работа? Я всегда буду помнить, когда мой младший сын, еще будучи в детском саду, на вопрос воспитателя: где работает твоя мама, гордо ответил: «Она ремонтирует тепловозы!».

1.jpg(5,6 МБ)
2.jpg(5,8 МБ)
3.jpg(5,9 МБ)
4.jpg(6,5 МБ)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149